Почта
О проведенной работе в 2022 году со стороны АО «O‘zbekiston pochtasi» 5 октября 2020 года руководителем страны было проведено совещание по реформированию системы национальной почты и дан ряд поручений. 14 декабря 2020 года было принято постановление Президента №ПП-4921 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы оказания услуг почтовой связи».
В соответствии с данным поручением утверждены:
· «Дорожная карта» по развитию сферы почтовой связи в Республике Узбекистан в 2021–2023 годах;
· целевые показатели развития сферы почтовой связи в Республике Узбекистан в 2021–2025 годах;
· «дорожные карты», предусматривающие проекты трансформации предприятий почтовой связи в 42 образцовых районах (городах) в 2021 году.
С целью обеспечения исполнения постановления в 2022 году была осуществлена работа по трансформации деятельности АО «O‘zbekiston pochtasi», совершенствованию материально-технической базы и цифровизации деятельности, расширения объема почтовых и курьерских услуг, внедрению услуг электронной коммерции, банковских и государственных услуг.
В частности:
Обновлены существующие информационные системы АО «O‘zbekiston pochtasi». Обновлена автоматизированная система по приему платежей и осуществлению денежных переводов и запущена под новым брендом «AVVAL», создана её мобильная версия.
В настоящее время в данной системе создана возможность осуществить более 95 видов оплаты. Также, почтальонов обеспечили мобильным оборудованием в количестве 2 800 штук.. Теперь почтальоны имеют возможность принимать от населения в обслуживаемых районах различные виды оплаты в онлайн-режиме. Это также удобно и для граждан, которые могут осуществить онлайн-платежи не выходя из дома.
Была разработана и запущена Автоматизированная система по наблюдению за почтовыми услугами с целью внедрения ИКТ в процессы приема, отбора почтовых отправлений, онлайн-наблюдения за ними, а также с целью совершенствования традиционных видов услуг почтовой связи, их цифровизации.
В 1 970 почтовых объектах, расположенных в отдаленных районах, налажено оказание банковских услуг, в том числе услуг по пополнению банковских карт, снятию наличных средств. В результате были созданы удобства для населения отдаленных районов по пользованию банковскими услугами.
Следует особо отметить, что сегодня в отдаленных районах республики
в 1 055 почтовых объектах налажено оказание более 60 видов государственных услуг.
Одним словом, отпала необходимость для населения ехать в районный центр с целью получения банковских услуг. Теперь можно воспользоваться этими услугами в ближайшем почтовом отделении.
Общеизвестно, что развитие информационно-коммуникационных технологий идет бок о бок с развитием рынка электронной коммерции. В этих процессах весьма важна роль и торговых площадок. С целью удовлетворения этих потребностей, обеспечения активного участия была создана торговая онлайн-площадка «UNISAVDO», дающая возможность по онлайн-продаже и доставке клиентам товаров отечественных производителей. Данная торговая онлайн-площадка дает возможность реализовать продукцию предпринимателей и осуществлять покупки со стороны населения в масштабах республики.
С целью создания удобств для предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией, в городе Ташкенте, Асакинском районе Андижанской области, Вабкентском районе Бухарской области, в городе Самарканде Самаркандской области, в Термезе Сурхандарьинской области, в городе Навои Навоинской области, в городе Ургенч Хорезмской области и в Яйпанском районе Ферганской области созданы логистические центры.
Данные логистические центры, в первую очередь, дают возможность владельцам торговых интернет-площадок хранить свою продукцию (складское помещение), а также упаковку и доставку на месте в оперативные сроки.
Также усовершенствована система «гибридной почты» и внедрена Единая национальная система. Преимущество гибридной почты состоит в том, что государственные органы и организации освобождаются от обязанностей отправления почты в конверте, запечатывания марки, фиксации адреса получателя и доставки до почтового отделения.
Теперь государственные органы и организации получили возможность отправлять письма с рабочего места в электронном виде. Городской или районный объект почтовой связи, расположенный по адресу получателя, распечатывает письмо и доставляет до адресата. В результате значительно сокращаются контрольные сроки доставки письма. Так, если ранее почтовые отправления доставлялись до самых отдаленных районов в течение 6-8 дней, то теперь этот срок сокращен до 1-2 дней.
В настоящее время данными услугами пользуются более 200 государственных органов и организаций. Объем отправлений по гибридной почте в 2022 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, было обработано 9,9 миллиона штук.
Обновлен автотранспортный парк для почтового обмена. С этой целью было приобретено более 110 видов грузового автотранспорта большой и малой вместимости.
В результате достигнут рост межмагистрального и внутриобластного почтового обмена. В частности, если почтовый обмен ранее осуществлялся пять раз в неделю, то теперь он повысился до шести.
Районные почтовые узлы связи также обеспечены дополнительными автотранспортными средствами, восстановлен ряд внутренних маршрутов.
Пересмотрена система логистики по доставке почтовых отправлений. В этом случае налажена система по адресной доставке почтальонами почтовых отправлений при помощи электроскутеров из центральных почтовых отделений по схеме «узел-клиент». С этой целью было передано порядка 500 электроскутеров.
В результате повысилось качество оказываемых услуг за счет сокращения сроков доставки. Так, если ранее почтовые отправления доставлялись в течение 2-3 дней, то в настоящее время они доставляются при помощи электроскутеров в течение одного дня.
Налажена работа почтоматов – автоматизированных бесконтактных и круглосуточных почтовых комплексов самообслуживания. С этой целью приобретено 180 почтоматов. Данные почтоматы установлены в оживленных общественных местах, крупных торговых центрах, учебных заведениях и почтовых объектах связи.
Теперь создана возможность отправления почтовых рассылок по месторасположению почтомата вместо адреса получателя, с учетом всех требований безопасности и на бесконтактной основе получить посылку в почтовом узле связи.
Все объекты почтовой связи обеспечены современной компьютерной техникой,
в частности, 2529 современными компьютерами, 1 635 многофункциональными приборами(принтерами),1705штрих-код-сканерами.
С целью создания удобств для населения при оказании почтовых услуг восстановлена деятельность трех районных почтовых узлов связи и 54 почтовых отделений связи, создано порядка 600 рабочих мест.
С учетом оказания новых видов услуг в почтовых объектах связи были проведены учебные занятия с целью повышения квалификации сотрудников почтовых служб. В 2021 году квалификацию повысили 3652 , а в 2022 году 6309 сотрудников почты.
Помимо этого, было отобрано 42 района в качестве образцовых (по три с каждой области). В них осуществлена работа по развитию почтовых услуг связи, повышению качества оказываемых услуг.
В частности:
- организовано 14 мобильных отделений связи с целью создания дополнительных удобств для граждан. Данные мобильные отделения непосредственно выезжают на места и оказывают выездные услуги;
- более 250 почтовых отделений связи укомплектованы на основе единого дизайна;
- отремонтировано более 140 почтовых объектов связи в соответствии с современными требованиями;
- в более 20 зданиях легкой конструкции налажено оказание почтовых услуг;
- до 330 почтовых отделений проложены оптоволоконные линии связи протяженностью более 730 километров.
Будет продолжена работа по совершенствованию и развитию деятельности АО «O‘zbekiston pochtasi», широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий, повышению качества оказываемых почтовых услуг, внедрению новых видов услуг.
В первую очередь, серьезное внимание будет уделяться повышению эффективности деятельности почтовых отделений в сельской местности, оказанию государственных, банковских и других видов услуг для населения.
Во-вторых, повысится качество и количество почтовых и курьерских услуг;
В-третьих, будет усовершенствована необходимая логистическая инфраструктура с целью развития электронной коммерции.
Налажена система подписки на периодическую печать посредством сайта АО «Узбекистон почтаси» (www.pochta.uz), создана возможность онлайн-подписку на более чем 250 периодических изданий.
Национальная сеть почтовой связи организована акционерным обществом (АО) «Узбекистон почтаси»по географическому принципу и представляет собой разветвленную сеть объектов почтовой связи и почтовых маршрутов, предназначенную для пересылки и доставки почтовых, курьерских отправлений, выплаты денежных переводов.
Сеть почтовой связи Республики Узбекистан представляет собой систему, включающую в себя 14 территориальных филиалов, состоящих из: 165 районных и городских узлов, 1732 отделений связи и 4ёх специализированных филиалов. На сегодняшний день имеются 34 авиа, 1 железнодорожный, более 230 автомобильных маршрутов, обеспечивающих регулярные перевозки почтовых курьерских отправлений. Организовано 3688 доставочных участков, в том числе в сельской местности - 2274. На обслуживаемой территории установлены 2519 почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции, в том числе в сельской местности – 1619.
Более 7700 сотрудников на объектах почтовой связи ежедневно осуществляют деятельность по приёму, обработке и вручению тысячами почтовых отправлений и периодических изданий. Кроме этого предоставляют услуги по приёму коммунальных услуг, платежей в бюджет и др.