В ходе «круглого стола», организованного по инициативе Молодежного парламента при Сенате, обсуждены актуальные вопросы вовлечения молодежи в кружки в сфере культуры
2024-02-23 20:00:00 / Новости

23 февраля текущего года по инициативе Молодежного парламента при Сенате совместно с Комитетом по вопросам молодёжи, культуры и спорта организован «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы вовлечения молодежи в кружки в сфере культуры».
В нем приняли участие сенаторы, члены Молодежного парламента, ответственные работники республиканских и территориальных структур Министерства культуры, представители соответствующих министерств и ведомств, а также средств массовой информации.
«Круглый стол» организован с целью анализа состояния кружков, функционирующих в сфере культуры, выявления проблем и недостатков в данном направлении, широкого вовлечения молодежи, обмена мнениями по созданию принципиально нового подхода.
В ходе «круглого стола» члены Молодежного парламента рассказали, что за несколько месяцев до этого изучили деятельность кружков в сфере культуры в регионах, и кратко проинформировали о результатах изучения. Также за «круглым столом» заслушаны доклады сенаторов, специалистов и экспертов.
Отмечалось, что в системе Министерства культуры функционируют 837 культурных центров, в которых действуют около 4 тысяч кружков и 270 курсов, охватывающие почти 44 тысяч молодых людей. В них работают 2 977 руководителей кружков.
В рамках проекта «Культурный центр в школе» в общеобразовательных школах (совместно с творческими работниками культурных центров) также организована деятельность 1 377 кружков.
Особое внимание в ходе мероприятия уделено деятельности детских музыкальных и художественных школ. Отмечалось, что сегодня в республике функционируют 325 детских музыкальных и художественных школ. В них обучение ведется по 14 направлениям и ими охвачено 90 тысяч детей. В музыкальных школах работают более 13 тысяч педагогов.
В результате обсуждения и вопросов-ответов за «круглым столом» отмечалось, что в деятельности кружков в сфере культуры сохраняются актуальные вопросы, на которые необходимо акцентировать внимание.
В частности, отмечалось, что в республике ремонту подлежат 444 здания культурных центров, то есть 53 % зданий и необходимо построить 165 новых зданий.
Из-за недостаточных условий в зданиях культурных центров, а также износа материально-технической базы показатели вовлечения детей и молодежи остаются низкими. В частности, кружки и курсы, организованные в центрах, охватывают лишь 0,7% детей в возрасте от 6 до 17 лет. В музыкальных школах охват составляет 1,2 %.
В Законе «О культурной деятельности и организациях культуры» в качестве основной задачи культурных центров предусмотрена организация курсов «Культура речи». Однако в Навоийской, Сурхандарьинской и Ташкентской областях деятельность подобных курсов не налажена.
593 из 2 977 руководителей кружков в культурных центрах, то есть только 20 % являются работниками, имеющими высшее образование, а 1 756 (59 %) имеют среднее специальное образование.
А в музыкальных школах 5,6 тысяч из 13 тысяч учителей, то есть 42,5% имеют высшее образование, а остальные – среднее специальное образование.
Критиковалось то, что систематически не проводятся социальные опросы среди молодежи в регионах для выявления и анализа их предпочтений в отношении кружков.
Также отмечалось, что в 13 музыкальных школах наблюдается нехватка музыкальных инструментов, в частности, проблемы с поставкой в школы таких инструментов, как бубен, гиджак и най.
Кроме того, в ходе обсуждений уделено внимание созданию культурных центров на основе государственно-частного партнерства. В частности, соответствующим постановлением Правительства утвержден перечень объектов государственной собственности, предоставляемых на основе государственно-частного партнерства в области культуры и искусства. В их числе 139 культурных центров, переданных на основе государственно-частного партнерства. Однако в 2022–2023 годах только 23 центра (16,5%) переданы на основе ГЧП.
Сенаторы отметили, что организация работы в этом направлении способствует налаживанию качественной деятельности кружков.
По завершении «круглого стола» сформированы предложения и рекомендации, направленные на устранение вышеуказанных проблем и недостатков.








