Официальное заявление Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в связи с предложением об отмене моратория на вырубку деревьев
2025-07-19 10:00:00 / Новости

Министерство считает необходимым подчеркнуть следующее:
Узбекистан не имеет выхода к морям и океанам — важным природным источникам кислорода и поглощения углекислого газа, при этом более чем на 60 %покрытый пустынями и полупустынями, особенно уязвим к климатическим изменениям.
Не стоит забывать и про фактор изменения климата в регионе. Темпы «нагрева» в Центральной Азии превышают мировые показатели в 2 раза. За последние 30 лет температура в регионе выросла на 1,5°C против глобального среднего в 0,7 °C. В таких условиях зелёные насаждения становятся жизненно важным элементом экологического баланса, на сохранение которого и направлено действие моратория на вырубку деревьев.
Опыт развитых стран показывает, что строгие ограничения на вырубку деревьев являются эффективным инструментом охраны окружающей среды и устойчивого градостроительства.
• В Германии законодательство охраняет не только леса, но и городские насаждения. Незаконная вырубка, особенно в общественных местах, может повлечь штраф до 50 000 евро за одно дерево. Компенсационные меры подлежат обязательному контролю.
• В Великобритании нарушение предписания Tree Preservation Order (TPO) может привести к штрафу до 20 000 фунтов стерлингов в суде магистратов или неограниченному штрафу и лишению свободы в суде короны. В 2023 году за уничтожение известного дерева SycamoreGap обвиняемый получил более четырёх лет тюремного заключения.
• В Казахстанестатья 340 статья УК предусматривает штраф до 160МРП(1 181 долл. США) или арест до 40 суток, с возможной конфискацией имущества за незаконную вырубку деревьев.
• В Российской Федерации статья 260 УК предусматривает штраф
до 1 миллиона рублей (12 770 долл. США) либо лишение свободы до 4 лет за вырубку в значительном объёме. Также возможна конфискация техники и возмещение ущерба.
Эти примеры демонстрируют, что даже в странах с более благоприятным климатом действуют жёсткие меры защиты зелёных насаждений.
Для сравнения, статья 79 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан предусматривает штраф от 25 до 50 БРВ (738-1470долл. США) для граждан и от 50 до 75 — для должностных лиц (1470-2210долл. США). В этой связи сохранение и усиление моратория представляется важнейшей мерой экологической устойчивости в условиях растущего климатического давления.
Предложенный механизм компенсационных посадок и «банка деревьев» не может заменить действующий мораторий по следующим причинам:
1. Взрослое дерево не может быть полноценно заменено саженцем ни по объёму поглощаемого углекислого газа (CO₂), ни по влиянию на микроклимат, ни по биоразнообразию. По данным Европейского агентства по окружающей среде, одно дерево поглощает до 21 кг CO₂ в год. Ни один саженец не способен заменить эту функцию в течение десятилетий.
2. Практика высадки «банка деревьев» может спровоцировать спекуляции и коррупцию, чего государственная политика старается избежать.Как показывает исследование HumanRightsWatch «WildMoney»в ряде стран компенсационные посадки прикрывают незаконную вырубку. В Узбекистане же компенсационные посадки –не альтернатива, а дополнение к административной или уголовной ответственности.
***
К сожалению, некоторые представители строительного бизнеса проявляют циничную изобретательность в попытках обхода экологического законодательства. Один из ярких примеров –прибегать к химическим веществам, чтобы искусственно засушить деревья и затем легализовать их вырубку.
Было бы действительно прогрессивно, если бы столь креативный подход застройщиков использовался не для обхода или смягчений экологических норм, а для созидания и реального вклада в экологическую устойчивость.
Несмотря на это, Министерство экологии прилагает все усилия, чтобы отвечать симметрично новым угрозам и предупреждать экологические правонарушения.
Так, в 2024 году в статью 79 Кодекса об административной ответственности внесены изменения, предусматривающие усиленную ответственностьза такое уничтожение зелёных насаждений.
Также следует отметить, что в предвыборной программе Президент Республики Узбекистан подчеркнул введение бессрочного моратория на вырубку деревьев. В актах Президента особое внимание уделено созданию зелёных зон, особенно в процессе строительства, что подтверждает приверженность государственной экологической политике и стратегическому развитию, направленному на сохранение природных ресурсов и улучшение качества жизни граждан.
В частности, в Указе от 23 ноября 2023 года № 199 определено, что строящиеся новые здания и сооружения, не подлежат приемке государственной приемочной комиссией, если не менее 25 процентов земель прилегающих к ним территорий не отведены под площади озеленения и на них не проведены мероприятия озеленения.
Попытка пересмотра вызывает особое сожаление на фоне, когда компании стремятся внедрить принципы ESG в свою деятельность, а также когда в стране 2025 год объявлен годом «Охраны окружающей среды и “зеленой” экономики».
В своём выступлении господин Назаров упомянул о применении различных «методов» вырубки деревьев любой ценой. В связи с этим министерство считает необходимым, чтобы правоохранительные органы провели всестороннюю проверку применяемых им подходов к вырубке деревьев. Надеемся, что результаты данного изучения позволят получить соответствующие выводы о его предыдущей деятельности.
Мировая практика показывает, что устойчивое строительство основывается на сохранении существующих зелёных насаждений, а не на их уничтожении с последующей компенсацией. Министерство готово к конструктивному диалогу, но не к пересмотру принципиальных основ государственной экологической политики.
