
Электронное правительство

Электронное правительство – это система организационно-правовых мер и технических средств, направленных на обеспечение предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам посредством информационно-коммуникационных технологий, а также электронного сотрудничества между ведомствами. Электронное правительство можно определить по-разному. В широком смысле электронное правительство можно определить как использование ИКТ для предоставления услуг и развития своей деятельности.
Электронное правительство также уместно понимать как метод использования цифровых технологий для повышения открытости, прозрачности, эффективности и качества услуг, предоставляемых государственными чиновниками. Кроме того, электронное правительство можно определить как систему более эффективного функционирования государственных органов и предоставления качественных услуг гражданам и субъектам предпринимательства с использованием ИКТ.
Еще одним важным аспектом электронных услуг является то, что они служат укреплению общего имиджа не только данной организации, но и всей страны, обеспечивая при этом открытость и прозрачность деятельности государственных органов.
Короче говоря, термины электронного правительства можно свести к следующим четырем основным частям.
Электронное правительство определяется как:
- Использование ИКТ (компьютерные сети, Интернет, факс и телефон);
- Поддержка деятельности государства (предоставление информации, услуг, продуктов, административное управление);
- Развитие отношений власти с гражданами (создание новых каналов коммуникации, вовлечение граждан в политические или административные процессы посредством пропаганды и кампаний);
- Определение активного участия участников в соответствующих процессах в соответствии с установленными стратегиями.
К основным задачам электронного правительства относятся:
- обеспечить эффективность, оперативность и прозрачность деятельности государственных органов, усилить их ответственность и исполнительскую дисциплину, создать дополнительные механизмы обеспечения обмена информацией с населением и субъектами предпринимательства;
- создание возможностей для заявителей по взаимодействию с государственными органами по всей стране в рамках электронного правительства;
- в рамках поставленных задач формирование баз данных государственных органов, Единого интерактивного портала государственных услуг, Единого реестра электронных государственных услуг;
- внедрение принципа "единого окна" в систему государственного управления за счет формирования электронного документооборота, взаимного сотрудничества государственных органов и механизмов обмена информацией между их базами данных при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства;
- перевод субъектов предпринимательства на использование электронного документооборота, в том числе использование электронного документооборота в процессе сдачи статистической отчетности, таможенного оформления, выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, а также получения информации от государственных органов;
- расширение использования субъектами хозяйствования систем продажи и приобретения продукции посредством электронной коммерции, глобальной информационной сети Интернет, а также внедрение автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг.
осуществление безналичных электронных расчетов, государственных закупок:
развитие систем удаленного доступа и других электронных форм деятельности в сфере банковского дела и финансов.
Основные принципы электронного правительства:
- открытость и прозрачность деятельности государственных органов;
- равное использование электронных государственных услуг заявителями;
- Предоставление электронных государственных услуг по принципу "Одного окна";
- унификация документов государственных органов;
- использование уникальных идентификаторов электронного правительства;
- последовательное совершенствование порядка предоставления электронных государственных услуг;
- обеспечение информационной безопасности.
Чтобы реализовать возможности электронного правительства, многие страны включают развитие электронного правительства в свои политические планы. Из мирового опыта известно, что первоначальное внимание было направлено на повышение эффективности работы правительства за счет использования ИКТ. В то же время подходы, ориентированные на граждан, начали меняться в середине 2000-х годов в результате ограниченных государственных инвестиций в услуги электронного правительства.
В результате этих действий были достигнуты существенные изменения в процессе предоставления государственных услуг за счет приоритетности соответствия различных потребностей граждан государственным услугам.