Функции и задачи
Основные задачи и направления деятельности Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата:
– Разработка и реализация единой государственной политики в сфере охраны природы, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обращения с отходами, а также изменения климата;
– Ведение государственного экологического контроля по охране природы, в том числе атмосферного воздуха, земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, охране животного и растительного мира, обращению с отходами;
– Обеспечение охраны, защиты, разведения, восстановления лесов, повышения продуктивности и рационального использования лесов;
– Организация гидрометеорологической службы, ведение мониторинга изменения климата и загрязнения окружающей природной среды;
– Развитие сотрудничества с институтами гражданского общества и общественностью в сфере охраны природы, системная организация экологического воспитания, пропаганды, образования и поддержки научных исследований;
– Внедрение принципов «зеленого» развития, сокращение вредных выбросов в окружающую среду, снижение негативного воздействия деятельности человека на природу;
– Внедрение цифровых технологий в сферу охраны природы, налаживание системы сокращения и автоматизации человеческого фактора при ведении мониторинга;
– Дальнейшее развитие сферы экотуризма, охотничьего и сафари-туризма, эффективное использование возможностей лесных хозяйств и национальных природных парков (за исключением зон, преобразованных в заповедники) и сооружение соответствующих объектов инфраструктуры, создание благоприятных условий для иностранных и отечественных туристов и обеспечение их обслуживания;
– Применение действенных мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения требований законодательства в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
– Наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление факторов, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
– Осуществление контроля за соответствием осуществляемой хозяйственной и иной деятельности стандартам, нормам, правилам охраны природы и требованиям иных нормативно-правовых актов, а также применение законных мер;
– Обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
– Установление контроля за рациональным использованием лесов, регулирование отношений в сфере охраны природы, контроль за организацией наземной и авиационной охраны лесов;
Основные задачи региональных управлений:
– Эффективное выполнение задач и функций, возложенных на Министерство экологии в регионе;
– Взаимодействие с секторами комплексного социально-экономического развития (далее - секторами комплексного социально-экономического развития), возглавляемыми руководителями местных исполнительных органов областей, городов, районов, прокуратуры, органов внутренних дел и государственной налоговой службы;
– Осуществление государственного управления деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их восстановления;
– Осуществление мероприятий по обеспечению благоприятного экологического состояния окружающей среды, охране экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровлению экологической обстановки;
– Государственный контроль, местные исполнительные органы за соблюдением законодательства в сфере осуществления работ, связанных с отходами внедрение эффективной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов в тесном взаимодействии с органами самоуправления граждан;
– Осуществление государственного экологического контроля в связи с охраной и использованием земель, недр, вод, животного и растительного мира, соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
– Координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, физических и юридических лиц в области экологии, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их восстановления;
– Государственный кадастр в области экологии и охраны окружающей среды и мониторинг, а также разведение диких животных, дикорастущих растений ведение государственного учета питомниководов, зоологических и ботанических
– Осуществление экологического образования, пропаганды и воспитания, а также переподготовки специалистов в области экологии и охраны окружающей среды и повышения их квалификации;
– Обеспечивать предупреждение нарушений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и выполнения работ, связанных с отходами;
– Обеспечение тесного взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества в вопросах экологии и охраны окружающей среды, права граждан на комфортную окружающую среду.
Основные функции региональных управлений:
– Осуществление местного государственного управления в области рационального использования животного и растительного мира и их восстановления, охраны атмосферного воздуха, подземных богатств и их рационального использования, а также обращения с отходами;
– Разработка и согласование проектов нормативных правовых актов органов местной государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции или оказывающим негативное воздействие на окружающую среду;
– Согласовывать программы мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды и научно-исследовательской деятельности;
– Внесение предложений в органы местного самоуправления о создании, наименовании и переименовании новых охраняемых природных территорий;
– Обеспечение местного населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее улучшению;
– Осуществление мероприятий по эффективной организации системы сбора, сортировки, хранения, транспортировки, обезвреживания, переработки, захоронения и реализации отходов;
– Использование станций сбора отходов в сотрудничестве с органами местного самоуправления, своевременный вывоз отходов, управление полигонами, размещение отходов, переработка, захоронение и координация деятельности организаций, специализирующихся на санитарной очистке, по вопросам реализации;
– Мониторинг источников загрязнения почвы в местах складирования отходов;
– Участие в разработке и реализации государственных программ по предупреждению нарушений в области охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, проведению работ, связанных с отходами;
НИИ экологии и природоохранных технологий:
Основными направлениями дальнейшего совершенствования и комплексного развития НИИ экологии и природоохранных технологий (далее - Институт) определить:
– изучение современного состояния окружающей среды, изучение влияния поллютантов на биоразнообразие, в том числе на редкие, исчезающие виды растений и животных;
– проведение научных исследований по охране земельных ресурсов, разработка научно-обоснованных предложений по технологиям борьбы и предотвращения деградации земель;
– проведение фундаментальных и практических исследований по предотвращению загрязнения подземных и поверхностных вод, разработка эффективных методов и технологий очистки и переработки сточных вод;
– проведение углубленных фундаментальных и практических исследований современного состояния атмосферного воздуха, влияния содержащихся в нем загрязняющих веществ на окружающую среду и природу, разработка новых эффективных методов и технологий, обеспечивающих снижение загрязнения атмосферного воздуха;
– проведение практических исследований по разработке эффективных методов и технологий, обеспечивающих переработку и утилизацию бытовых и различных отходов;
– проведение фундаментальных, практических и инновационных исследований, направленных на ускорение перехода на «зеленые» технологии и развитие «зеленой» экономики за счет широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;
– разработка научно обоснованных предложений по снижению негативного воздействия глобального изменения климата на экологию и окружающую среду;
– охрана окружающей среды путем реализации экосистемных услуг в области экологии и охраны окружающей среды и разработки соответствующих нормативных документов;
– подготовка квалифицированных научных кадров в области экологии и охраны окружающей среды, развитие сотрудничества образования, науки и производства, установление связей с зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и международными организациями, проведение научных исследований на основе грантов;
– формирование современной научно-лабораторной базы, оснащение ее передовым технологическим оборудованием, расширение научно-инновационных исследований, направленных на развитие отрасли, формирование эффективной системы их интеграции.
Центр аналитического контроля, специализирующийся в области охраны окружающей среды – основным задачам Центра относятся:
– систематизация и обобщение данных об источниках загрязнения в республике атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира, результатов аналитического контроля;
– организация аналитического контроля за соблюдением требований экологической безопасности, радиационной безопасности при захоронении (размещении) отходов;
– Возглавить территориальные управления Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в осуществлении инспекционно-аналитического контроля, мониторинга источников загрязнения и оказать организационно-методическую и практическую помощь в выполнении работ по соблюдению с требованиями природоохранного законодательства;
– освоение, совершенствование, в необходимых случаях разработка, доработка и внедрение передовых методов отбора проб сточных вод и отходов, отходов, загрязнения объектов природной среды и проведения их физико-химического анализа;
– контрольно-арбитражные замеры выбросов веществ в атмосферу, загрязнения объектов природной среды.
Функции центра заключаются в следующем:
В области систематизации и обобщения данных об источниках загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира республики, результатов аналитического контроля:
– формирует информационно-картографическую базу данных аналитического контроля и мониторинга источников загрязнения на основе технологий геоинформационных систем по Республике Узбекистан;
– Организует и осуществляет выпуск информационных бюллетеней и других официальных изданий Центра, а также материалов и иной информации о состоянии природной среды;
– осуществлять контроль за состоянием окружающей среды в системе государственного мониторинга, обеспечивать представление информации о результатах мониторинга и аналитического контроля источников загрязнения окружающей среды в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах в установленном порядке;
– Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан обеспечивает заинтересованные функциональные и территориальные подсистемы государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСРЧС) в Республике Узбекистан информацией об экологической обстановке, выбросах вредных веществ в окружающую среду. атмосферу, качество сточных вод, загрязнение почвы и водных ресурсов в установленном порядке;
– собирает, анализирует и обобщает информацию о состоянии загрязнения окружающей среды (воздуха, воды и почвы) радионуклидами и другими опасными веществами в оперативный штаб МЧС и в информационно-аналитические службы его территориальных органов (срочно-дежурные бригады), а также заинтересованным лицам осуществляет доставку в министерства и ведомства;
ГУ «Центр государственной экологической экспертизы» – основным задачам Центра относятся:
– проведение государственной экологической экспертизы для определения соответствия намечаемой, планируемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и возможности реализации (реализации) объекта экологической экспертизы;
– проведение государственной экологической экспертизы ограниченных экологических нормативов, допускающих выбросы в атмосферу от хозяйственной и иной деятельности, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы или на территорию, образование отходов производства и потребления и их размещение;
– привлечение экспертов и специалистов, в том числе зарубежных и международных, для проведения государственной экологической экспертизы;
– сотрудничать с международными организациями других стран в сфере в установленном порядке по обмену опытом по вопросам проведения государственной экологической экспертизы;
– оценка качества материалов и проектов, разрабатываемых организациями, разрабатывающими материалы оценки воздействия на окружающую среду и проекты экологических нормативных актов, и формирование рейтинга организаций-разработчиков;
– по согласованию с учредителем разрабатывать предложения по совершенствованию системы государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями времени, государственными и отраслевыми стандартами и нормами;
– представление учредителю для разработки и утверждения в установленном порядке нормативно-правовых документов, регламентирующих систему проведения государственной экологической экспертизы;
– организация работы по подготовке специалистов и служащих, повышению квалификации и квалификации для проведения государственной экологической экспертизы на профессиональном уровне.
ГУ "Эко-Медиа Центр" – основные направления деятельности:
– создание, развитие и сопровождение автоматизированных информационных систем, ресурсов и баз данных в области охраны окружающей среды, их последовательная интеграция, развитие и сопровождение с системами других государственных органов, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, обеспечение безопасности информации системы;
– охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и контроль за выполнением работ, связанных с отходами, внедрением информационных и коммуникационных технологий на охраняемых природных территориях;
– подготовка информационно-аналитических и наглядных медийных материалов, направленных на повышение информированности населения о реформах, реализуемых в сфере экологии и охраны окружающей среды с непосредственным использованием современных технологий и креативных подходов, популяризацию экологической культуры, своевременное предупреждение нарушений в сфере охрана окружающей среды получить;
Управление по строительству и капитальному строительству – основным направлениям деятельности Дирекции относятся:
– Организация существующих строительных работ в системе министерства с целью обеспечения выполнения задач, стоящих перед учредителем;
– Оказание инженерных услуг при проведении строительных работ в системе министерств или других организаций;
– выполнение обязанностей генерального подрядчика и технического надзора за выполнением строительных работ и оказанием услуг по эксплуатации зданий и сооружений;
– выполнять задачи единственного заказчика по капитальному строительству и ремонту, а также реконструкции и благоустройству объектов;
– обеспечение выполнения договорных обязательств по вводу в эксплуатацию объектов строительства в указанные сроки;
– обеспечение качественной подготовки первично-разрешительной, предпроектной и проектной документации в установленные сроки, соблюдение требований нормативно-правовых документов по градостроительству;
– создание необходимых условий для выполнения строительно-монтажных работ на объектах;
– определение источников финансирования проекта, планирование закупок, определение процедур закупок и обеспечение их прозрачности и законности;
– обеспечивать технический контроль за выполнением проектно-строительных работ, организовывать авторский контроль и организовывать приемку объектов в пользование с соблюдением норм и правил градостроительного строительства;
– обеспечение прозрачности и законности взаимоотношений субъектов в сфере градостроительной деятельности;
– организация работ, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов инфраструктуры санитарной службы, участие в качестве заказчика и генерального подрядчика;
– выполнение строительных и подрядных работ в министерской системе, указанной в договоре, утвержденном в рамках реализации годовой инвестиционной программы, программы строительных работ;
– организация строительных работ и оказание услуг на объектах с повышенной степенью опасности;
Республиканский центр организации санитарно-очистных работ – основным задачам Центра относятся:
– внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере, совершенствование единой системы учета абонентов и платежей, в том числе электронных платежных систем;
– централизованное возмещение затрат на использование электронных платежных систем при взимании обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу мусора;
– полный охват населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов, последовательное продолжение работы, направленной на увеличение объемов сортировки и переработки бытовых отходов, внедрение в сферу современных инновационных технологий;
– выполнение функций рабочего органа в части формирования тарифов на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, их экономического и технического обоснования, согласования с компетентными органами;
– широкое привлечение частного сектора в сферу, участие в реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, разработка проектных предложений и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализация социальных проектов;
– систематический контроль и анализ оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, координация финансово-хозяйственной деятельности предприятий санитарной очистки, входящих в систему Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
Агентство гидрометеорологической службы Республики Узбекистан
– развитие и совершенствование государственной системы гидрометеорологических наблюдений;
– обеспечение отраслей экономики, населения и вооруженных сил Республики Узбекистан гидрометеорологической информацией;
– Организация и ведение государственного фонда гидрометеорологической информации, государственного фонда информации о загрязнении окружающей среды, государственного учета поверхностных вод;
– Координация всех работ по созданию и ведению государственного водного кадастра;
– Регулярный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод, а также возникновения и развития опасных гидрометеорологических явлений;
– Проведение исследований по совершенствованию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования погоды, водности рек и изменения климата.
Агентство лесного хозяйства:
– Разрешение на сбор (заготовку) видов растений, не занесенных в Красную книгу извлечение из природной среды на землях государственного лесного фонда;
– Разрешение на покос сена на участках, отведенных для покоса лесного фонда;
– Разрешение на выпас скота на пастбищах лесного фонда;
– Аукционный портал по аренде земель лесного фонда на условиях государственно-частного партнерства.