Экологический мониторинг окружающей среды
О деятельности
1. Государственный мониторинг природной среды - определение уровня загрязнения природной среды, оценка ее экологического состояния, прогнозирование последствий негативных процессов, состояния биотических и абиотических компонентов природной среды, их загрязнения и других вредных воздействий. (процессы) антропогенной деятельности система регулярного мониторинга изменения природных ресурсов и использования природных ресурсов по утвержденной программе;
– объекты мониторинга - биотические и абиотические компоненты природной среды и природопользования, а также природные, техногенные и природно-техногенные факторы и источники воздействия на природную среду;
– система экологического мониторинга - взаимозависимая система регулярных наблюдений, состоящая из государственного и производственного мониторинга природной среды;
– Единая геоинформационная база данных системы мониторинга природной среды - информация о состоянии природной среды и источниках загрязнения посредством графической визуализации географических данных и сопутствующей информации о необходимых объектах в ГИС - электронной системе сбора, анализа и хранения на основе технологии;
– производственный мониторинг природной среды - мониторинг, являющийся частью системы экологического мониторинга, осуществляемый соответствующими службами субъектов хозяйствования, оказывающих вредное воздействие на природную среду;
– природная среда - природные и техногенные объекты, в том числе атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земля, подземные земли, растительный и животный мир;
– охрана природной среды - система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидацию их последствий;
– фоновый мониторинг - на стационарных пунктах (постах) мониторинга, расположенных на охраняемых природных территориях, вдали от объектов промышленно-хозяйственной деятельности, в зонах с минимальным вмешательством человека, по уровню присутствия загрязняющих веществ во всех объектах окружающей среды) длительно. -проведение срочных систематических наблюдений;
– специально уполномоченные государственные органы - органы государственного управления, осуществляющие государственный мониторинг природной среды;
– стационарный наблюдательный пункт (пост) - участок земли, включающий оборудование и оборудование, в том числе автоматические станции, предназначенный для регулярного отбора проб атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и последующего химического анализа, окружающий комплекс, расположенный в выбранных местах на основании предварительного изучение состояния природной среды и источников, влияющих на нее.
2. Деятельность по государственному мониторингу природной среды в соответствии со статьей 28 Закона Республики Узбекистан "Об охране природы" и Кабинета Министров Республики Узбекистан "О совершенствовании системы государственного мониторинга природной среды". в Республике Узбекистан» будет осуществляться на основании «Положения о государственном мониторинге природной среды в Республике Узбекистан», утвержденного решением ПКМ-737 от 5 сентября 2019 года.
На территории Республики Узбекистан будет создана система государственного мониторинга окружающей среды в целях мониторинга, учета, оценки и определения перспектив природной среды и ее ресурсов.
Мониторинг состояния природной среды, использования природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными органами, а также предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых ухудшает или может ухудшить состояние природной среды.
Экологический мониторинг на территории Республики Узбекистан осуществляют Министерством экологии, окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерством геологии и минеральных ресурсов и земельным ресурсов. Геодезия, картография и государственный кадастр осуществляются Министерством и центром гидрометеорологической службы.
В частности, Министерством экологии, окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (далее – Минэкологии) — мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, а также Государственным комитетом по экологии осуществляет мониторинг флоры и фауны на охраняемых природных территориях, находящихся под контролем Миты.
Агентство гидрометеорологической службы - по загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных (естественных водотоков) вод, загрязнению почвы и фоновому мониторингу;
Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан - по контролю за качественным составом воды коллекторно-дренажных и мелиоративных скважин магистральных коллекторов;
Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан – по загрязнению земель сельскохозяйственного назначения, а также мониторингу растительности естественных пастбищ;
Министерством геологии и минеральных ресурсов Республики Узбекистан – по мониторингу загрязнения подземных вод и опасных геологических процессов;
Агенством лесного хозяйства Республики Узбекистан - по мониторингу флоры и фауны на землях лесного фонда, а также на других объектах, находящихся в ведении Агентсва лесного хозяйства;
Осуществляется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по санитарно-гигиеническому мониторингу природной среды.
Государственный мониторинг природной среды будет заключаться в следующем:
мониторинг источников загрязнения (выбросов) атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв;
– мониторинг загрязнения атмосферного воздуха;
– мониторинг загрязнения поверхностных вод;
– контроль качественного состава коллекторно-дренажных вод;
– мониторинг загрязнения подземных вод;
– мониторинг опасных геологических процессов;
– мониторинг загрязнения земель;
– мониторинг флоры и фауны;
– санитарно-гигиенический мониторинг окружающей среды;
– фоновый мониторинг.
Работа по государственному мониторингу природной среды осуществляется согласно программе государственного мониторинга природной среды, которая утверждается Кабинетом Министров и пересматривается не реже одного раза в 5 лет.
Государственный мониторинг природной среды организуется специально и включает регулярный контроль за состоянием природной среды (количественные и качественные измерения, отбор проб, анализ, наблюдение на точках, фотографирование, осмотр, исследования и дистанционный мониторинг) и:
– состояние источников воздействия на природную среду;
– физические, химические, геологические и биологические процессы и факторы воздействия на природную среду;
– состояние загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и геологической среды;
- включает выявление, оценку и прогнозирование изменений состояния растительного и животного мира, их изменение (трансформацию) под воздействием различных антропогенных и природных факторов.
Оценка состояния природной среды путем обобщения и анализа последовательных (периодических и текущих) наблюдений, направления и интенсивности изменений, сравнения полученных показателей с нормами качественного состояния природной среды и возможной экологической среды производится с учетом подсчитать ущерб.
Единая геоинформационная база данных системы мониторинга природной среды будет сформирована на базе аналитического центра управления, специализирующегося в области охраны природной среды при Минэкологии и охране окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан. Центр обеспечивает сбор, хранение, обработку и анализ информации, предоставляемой специально уполномоченными государственными органами и субъектами хозяйствования, осуществляющими ведомственный экологический мониторинг.
Аналитический центр управления, специализирующийся в области охраны окружающей среды при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан:
Через единую геоинформационную базу данных государственной системы мониторинга природной среды:
– организует информационное взаимодействие со всеми ведомственными информационными системами;
– объединяет и анализирует обобщенную информацию об уровне загрязнения природной среды и использовании природных ресурсов;
– курирует реализацию государственных программ мониторинга природной среды, разработку и обобщение предложений по их коррекции;
– прогнозирует изменения экологической ситуации в рамках республиканского и административно-территориального устройства, оценивает ущерб, нанесенный природной среде в результате антропогенной деятельности;
– предоставляет информацию по управлению природопользованием, охране природных ресурсов и экологическому контролю;
– информирует население и общественность об экологической ситуации.