Официальное сообщение
2025-02-08 08:00:00 / Новости
В социальных сетях по-разному интерпретируют проведенный экологический рейд в Ташкентской области.
Относительно сложившейся ситуации Министерство экологии сообщает следующее:
На видеозаписи мониторинга загрязнения воздуха в Ташкентской области измерительное оборудование показало максимально разовое превышение частиц PM 2,5 — 0,209 мг/м3. Для определения среднесуточного уровня загрязнения в данной местности, специалисты проводили измерения несколько раз в течение суток в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и разработанными в соответствии с ними Санитарными правилами и нормами № 0053-23 от 7 августа 2023 года.
Поскольку большинство теплиц в этом районе отапливаются горячей водой, вырабатываемой Ташкентской ТЭЦ, было установлено, что ежедневный уровень локального загрязнения не превышает установленных норм.
Сообщение в социальных сетях о том, что концентрация частиц PM 2,5 в воздухе превысила установленную норму в 40 раз, не соответствует методике расчета, а именно, она была рассчитана путем деления разовой нормы 209 мг/м3 на максимальный среднегодовой показатель, который может быть достигнут в рекомендации ВОЗ по качеству воздуха - 0,005 мг/м3 (5 мкг/м3).
Следует отметить, что в Республике Узбекистан в соответствии с 1-й промежуточной целью глобальных рекомендаций ВОЗ по качеству воздуха утверждены Санитарные правила и нормы № 0053-23 от 7 августа 2023 года. Согласно этому, единый норматив измерения PM 2,5 не установлен, но определена его суточная (0,06 мг/м3) и годовая норма (0,035 мг/м3).
|
|
Глобальные рекомендации ВОЗ по качеству воздуха |
СанПиН 0053-23 |
||||
Промежуточные целевые показатели |
Самый высокий показатель |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
РМ 2,5 мг/м3 |
Годовое |
0.035 |
0.025 |
0.015 |
0.01 |
0.005 |
0.035 |
Суточное |
0.075 |
0.05 |
0.0375 |
0.025 |
0.015 |
0.06 |
|
Разовое |
Не установлен |
В глобальных рекомендациях ВОЗ по качеству воздуха подчеркивается, что постепенный прогресс в улучшении качества воздуха и достижение промежуточных целей имеют решающее значение для улучшения условий общественного здравоохранения.
Международные стандарты допустимой концентрации мелкодисперсных частиц PM2.5 в атмосферном воздухе.
Страна |
Суточное мг/м3 |
Годовое мг/м3 |
Разовое |
Узбекистан |
0.06 |
0.035 |
Не установлен |
Китай |
0.075 |
0.035 |
Не установлен |
Индия |
0.06 |
0.04 |
Не установлен |
США |
0.035 |
0.012 |
Не установлен |
Япония |
0.035 |
0.015 |
Не установлен |
Евросоюз |
Не установлен |
0.025 |
Не установлен |
Для информации: Глобальные рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по качеству воздуха
(https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/345334/9789240035409-rus.pdf)
Исходя из вышеизложенного, распространение информации в социальных сетях без наличия у лица экспертных знаний в данной области и без опоры на достоверную информацию, можно считать попыткой дискредитации в глазах общественности государственной организации, особенно немногочисленных специалистов, работающих в этой области.
В то же время Министерство экологии регулярно и открыто раскрывает факторы и причины ухудшения качества воздуха в Ташкенте в период с ноября по февраль.
В частности, составлена карта с указанием 1875 теплиц, расположенных в радиусе 5 км от города Ташкента. В среднем 80 процентов годового потока в «Розе ветров», поступающего в Ташкент, проходит через районы с наибольшей концентрацией теплиц (карта прилагается).
В связи с этим увеличивается нагрузка загрязняющих веществ на атмосферный воздух за счет использования систем отопления в районе расположения теплиц в дни с пониженной температурой воздуха.
Поэтому основная часть рейдов и лабораторных исследований проводится ночью. В результате в период с ноября по февраль было обследовано 607 теплиц. Установлено, что только на 53 из них установлены пылегазоочистные фильтры (также были изготовленные вручную, что не соответствовало установленным требованиям (99,5%), а их эффективность не превышала 60%), в 199 теплицах не имелось заключений экологической экспертизы, а в 18 теплицах, помимо угля, сжигались остатки резины, ветки и другие отходы.
В этих случаях к 154 тепличным хозяйствам были применены санкции, включая приостановление деятельности 95 предприятий и наложение административных штрафов на 49 теплиц. 376 хозяйств получили предписания по соблюдению экологических требований.
Для решения данной проблемы Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-338 от 25 сентября 2024 года «О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха» поставлена задача по установке сертифицированного пылегазоочистного оборудования с эффективностью не менее 99,5 процента в угольных теплицах Ташкентской области, прилегающих к городу Ташкенту.
В этой связи Правительством, Центральным банком, Министерством инвестиций, промышленности и торговли в настоящее время принимаются конкретные меры по финансированию закупки пылегазоочистного оборудования и локализации производства данного оборудования.
Также в проекте государственной программы по реализации стратегии «Узбекистан-2030» в «Год охраны окружающей среды и зеленой экономики» обозначены меры, направленные на улучшение экологической ситуации, в том числе на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха.
В частности:
– запрет видов деятельности, оказывающих высокое негативное воздействие на окружающую среду, и поэтапный вывод их за пределы городов Ташкент и Нукус, а также областных центров;
– ограничение использования и реализации моторных топлив с экологическим классом ниже стандарта «Евро-4»;
– запрет на использование мазута в качестве топлива на тепловых и электростанциях;
– материальное стимулирование предприятий I и II категорий по уровню воздействия на окружающую среду на установку станций фонового контроля за загрязнением атмосферного воздуха, запыленностью и загазованностью, а также локальных очистных сооружений для очистки воды;
– поэтапное внедрение системы обязательного страхования вреда окружающей среде, причиненного предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность.
Кроме того, поставлена задача разработки долгосрочной стратегии охраны атмосферного воздуха.
Учитывая вышеизложенное, в случае возникновения сомнений относительно достоверности предоставленной на местах информации, просим обращаться в пресс-службу Министерства экологии и к должностным лицам организации.