
Крупные налогоплательщики

О деятельности Межрегиональной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам
Межрегиональная инспекция является самостоятельным структурным подразделением Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее — Комитет) и подчиняется непосредственно председателю Комитета. На Межрегиональную инспекцию возлагаются функции налогового администрирования крупных налогоплательщиков, независимо от их местонахождения и осуществления деятельности.
Инспекция действует на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №320 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы» и выполняет функции налогового администрирования.
Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, а также казначейские лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан, банковские счета, в том числе в иностранной валюте.
Решения Межрегиональной инспекции, принятые в пределах полномочий, установленных законодательством, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах, другими организациями и их должностными лицами, а также налогоплательщиками, администрирование которых, в соответствии с законодательством осуществляется Межрегиональной инспекцией.
Основные задачи Межрегиональной налоговой инспекции
организация учета крупных налогоплательщиков и обеспечение полноты поступления налогов и сборов от них, предусмотренных налоговым законодательством;
организация налогового контроля за деятельностью крупных налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства;
осуществление на основе взаимного партнерства сервисно-технического обслуживания крупных налогоплательщиков по исполнению налоговых обязательств;
реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений в рамках администрирования крупных налогоплательщиков.
Ответственность Межрегиональной налоговой инспекции
Инспекция несет ответственность за:
обеспечение качественного и своевременного выполнения задач и функций, возложенных на Межрегиональную инспекцию;
обеспечение поступлений налогов и сборов в Государственный бюджет и государственные целевые фонды по крупным налогоплательщикам, а также разработку предложений, направленных на расширение базы их налогообложения;
качество, конечные результаты и последствия реализации проектов документов и предложений, вносимых в Комитет, а также принимаемые ими решения;
эффективную реализацию программ, планов мероприятий, «дорожных карт» и иных программных документов по развитию органов государственной налоговой службы, решению проблемных вопросов;
обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов крупных налогоплательщиков.
Критерии отнесения юридических лиц к категории крупных налогоплательщиков
В соответствии с Положением №3172 «Об установлении критериев отнесения юридических лиц к категории крупных налогоплательщиков», зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 12 июля 2019 года, определены критерии для включения юридических лиц в эту категорию. Кроме того, с 1 июля 2024 года вступила в силу новая редакция критериев, утвержденная постановлением Налогового комитета при Кабинете Министров Республики Узбекистан, зарегистрированным Министерством юстиции под №3172-3
Согласно пункту 4 Положения, к категории крупных налогоплательщиков относятся:
а) предприятия, производящие подакцизные товары и оказывающие подакцизные услуги, за исключением предприятий по производству алкогольной и пивной продукции;
б) коммерческие банки, страховые организации, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;
в) АО "Навоийский горно-металлургический комбинат," АО "Алмалыкский ГМК," АО "Узбекистон темир йуллари" и их дочерние организации;
г) организации, участвующие в выполнении работ по соглашению о разделе продукции;
д) юридические лица, постоянные учреждения (подразделения) иностранных юридических лиц в Республике Узбекистан, за исключением хлопково-текстильных кластеров, предприятий по производству текстильной продукции, предприятий, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукцией, у которых чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) по итогам предыдущего календарного года превышает 735 тыс. базовых расчетных величин или превышает данную величину по итогам двенадцати последовательных месяцев и со среднегодовой численностью работников не менее 10 человек;
е) юридические лица, осуществляющие добычу, переработку, поставку и реализацию углеводородного сырья и минеральных ресурсов, а также производящие и поставляющие электрическую энергию, и постоянные учреждения (подразделения) иностранных юридических лиц в Республике Узбекистан, поставляющих им товары (работы и услуги), за исключением автозаправочных станций;
ж) юридические лица, использующие воздушное пространство Республики Узбекистан в целях перевозки пассажиров, осуществляющие международные воздушные сообщения и входящие в их состав организации.
з) иностранные юридические лица, осуществляющие реализацию услуг в электронной форме, местом реализации которых является Республика Узбекистан.
При определении категории крупных налогоплательщиков юридические лица, указанные в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения, определяются на основании показателей налоговой и финансовой отчетности, представленной в налоговые органы по итогам предыдущего календарного года или за последовательный двенадцатимесячный период.
Юридические лица, отнесенные к категории крупных налогоплательщиков, которые по итогам календарного года не соответствуют критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения, остаются в категории крупных налогоплательщиков в течение последующих трех лет, за исключением случаев внесения изменений и дополнений в данные критерии.
Юридические лица, включенные в список крупных налогоплательщиков или исключенные из него, уведомляются в письменной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего приказа Налоговым комитетом Республики Узбекистан.