Трансформация образования: глобальное сотрудничество на будущее
2025-01-23 10:00:00 / Новости
24 января 2025 года в столичном отеле Hilton было организовано мероприятие на тему “Трансформация образования: глобальное сотрудничество на будущее”.
В нем приняли участие министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова, специальный советник генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по образовательной политике Андреас Шляхер (онлайн), представители международных организаций (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ПРООН, ICESCO, Всемирный банк) и Посольства Франции в Узбекистане.
Было отмечено, что данное мероприятие, организуемое в Узбекистане по случаю “Международного дня образования — 24 января”, объявленного Генеральной Ассамблеей ООН, послужит платформой для дальнейшего укрепления сотрудничества в сфере образования с международными организациями.
Оно также направлено на усиление взаимодействия в области образования с иностранными государствами и организациями, разработку новых идей по дальнейшему развитию системы образования, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей устойчивое будущее.
Как было отмечено на мероприятии, за прошедшее время Министерством дошкольного и школьного образования Узбекистана была проведена всесторонняя совместная работа с рядом международных организаций в области развития дошкольного и школьного образования.
В частности, в 2024 году было подписано более 20 важных международных документов, направленных на развитие дошкольного и школьного образования, в результате чего были расширены контакты, укреплены существующие партнерские отношения.
В центрах повышения квалификации и международных вузах для узбекских учителей организованы курсы повышения квалификации, в международных конкурсах активно участвуют учащиеся и преподаватели нашей страны.
Со стороны партнеров из Южной Кореи, США, Азербайджана, Индии, Италии, Франции и других стран по проектам внешнего безвозмездного содействия были получены компьютерные обучающие устройства, продукты питания, спортивное оборудование, оборудование для инклюзивного обучения и книги. Налажено сотрудничество с авторитетными международными организациями по разработке и внедрению инновационных методов обучения.
С участием более 1 200 профильных сотрудников (из которых более 550 по программам повышения квалификации) были осуществлены зарубежные командировки в ОАЭ, Великобританию, Финляндию, Грузию, Германию, Корею, Молдову, Азербайджан, Казахстан, Россию, Сингапур, Турцию, Францию, Оман.
Проведено более 50 престижных международных форумов, симпозиумов, конференций, круглых столов, лекций и семинаров. В них приняли участие более 500 представителей зарубежных стран.
В системе Министерства дошкольного и школьного образования были освоены иностранные инвестиции на общую сумму 25,2 млн. долларов США. В текущем году планируется довести эту цифру до 33,6 млн. долларов США.
На сегодняшний день в системе Министерства реализуется более 30 грантовых проектов с участием международных организаций. В текущем году планируется привлечь грантовые средства на сумму не менее 100 млн. долларов США.
Средства внешней безвозмездной поддержки в основном направляются на обеспечение школ и детских садов современным ИКТ-оборудованием, повышение квалификации педагогических работников, внедрение STEM-лабораторий в школах, развитие системы внешкольного образования.
В рамках проекта “ Совершенствование раннего развития детей младшего возраста” совместно со Всемирным банком в Наманганской и Самаркандской областях были созданы “Центры раннего развития” по 3 моделям.
В рамках проекта “Митивой” (“Малыш”) совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена были организованы 72-часовые курсы повышения квалификации для 500 воспитателей детских садов.
В рамках международной программы МакГоверна-Доула “Продовольствие для образования и питания детей” международной неправительственной организацией “Корпус милосердия” ввезено гуманитарное продовольствие для нужд 294 детских садов Республики Каракалпакстан и Сурхандарьинской области.
Также в рамках этой международной программы книга-сборник рецептов для детских садов “Умный повар” переведена на каракалпакский язык и издана в количестве 147 экземпляров, доставлена в детские сады Республики Каракалпакстан. Образовательная программа “Алфавит здоровья”, состоящая из 5 пособий, переведена на узбекский, каракалпакский и русские языки.
В рамках проекта Германского общества международного сотрудничества (GIZ) “Поддержка процессов реформ и модернизации в системе профессионального образования Узбекистана” в ряд школ городов Нукус, Ургенч и Самаркандской области было поставлено 30 швейных машин. На сегодняшний день сотрудничество в рамках проекта осуществляется в 15 школах из 5 регионов (Республика Каракалпакстан, Кашкадарьинская, Самаркандская, Ферганская области и г. Ташкент).
В рамках проекта “Профориентация с немецким языком” совместно с филиалом Института Гете в Узбекистане были организованы семинары в 11 отобранных школах республики.
В целях профориентации учащихся были привлечены международные гранты от Германского общества международного сотрудничества (GIZ), Алабужской ОЭЗ Республики Татарстан, филиала Гете-института в Узбекистане на общую сумму 98 тысяч долларов США.
С целью развития иностранных языков в общеобразовательные школы были привлечены 500 учителей иностранных языков из зарубежных стран, и в настоящее время уровень владения языком школьников, в которых работают эти специалисты, увеличился с 5 до 15 процентов.
В сотрудничестве с сингапурской организацией “Marshall Cavendish Education” была организована международная конференция на тему “Успешные реформы — высокие результаты”, в которой приняли участие представители международных организаций, связанных с образованием (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, АБР, ПРООН, Всемирный банк).
Всего узбекские школьники завоевали 128 медалей (15 золотых, 36 серебряных и 77 бронзовых) на международных олимпиадах.
На республиканском этапе конкурса «Лучшая школа по обучению иностранным языкам» на приз Президента были определены победители, среди которых 70 учащихся и 14 учителей общеобразовательных школ. Все они были направлены в образовательную поездку в Великобританию и Германию.
Количество учителей иностранных языков, работающих в школах и имеющих сертификат В2 и выше, превысило 29 тысяч, а количество учащихся школ с сертификатом владения языком превысило 37 тысяч.
Количество школ, в которых преподается второй иностранный язык (немецкий, французский, корейский, китайский, японский и английский), увеличилось до 354. В одном общеобразовательном учреждении каждого района (города) поэтапно внедряется практика обучения учащихся двум иностранным языкам и одной профессии.
Налажено сотрудничество с международными организациями и развитыми странами, такими как Великобритания, Япония, Финляндия, в целях дальнейшего развития и широкого внедрения инклюзивного образования.
Например, совместно с японским Агентством по международному сотрудничеству (JICA) подготовлено 24 наставника, проведены обучающие семинары и тренинги для 285 педагогов начальных и специальных классов, психологов, руководителей школ, в которых внедрено инклюзивное образование.
Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане отремонтирована и оснащена по мировым стандартам средняя общеобразовательная школа № 298 г. Ташкента.
Проект USAID США “ Все дети успешны”, направленный на усиление поддержки и практики инклюзивного образования, планируется запустить в 1000 школах Намангана и Сырдарьи, а также оказать помощь в выборе и моделировании 10 модельных школ и детских садов в этих регионах.
Президентские школы были признаны официальными центрами для проведения международных сертификационных экзаменов SAT. 81% выпускников этих школ получили данные сертификаты.
В университете “Новый Узбекистан” состоялся форум университетов Центральной Азии, посвященный актуальным вопросам развития сферы высшего образования нашего региона.
