Цифровизация государственных услуг: Повышение эффективности управления
2025-06-12 12:00:00 / Новости

В условиях стремительной цифровизации мира Узбекистан уверенно закрепляет за собой статус одного из региональных лидеров в сфере электронного управления. На четвёртый день Ташкентского Международного Инвестиционного Форума состоялась насыщенная панельная сессия на тему «Цифровизация государственных услуг: Повышение эффективности управления», собравшая сильных экспертов, инвесторов и представителей реформаторов государственных органов Нового Узбекистана, а также из ОАЭ, США и других стран.
Модератором сессии выступил генеральный директор Outpost Eurasia Назим Турдумамбетов. Открывая сессию, он подчеркнул: «Цифровизация - это уже не выбор, это основа любого устойчивого и эффективного управления. И Узбекистан демонстрирует амбиции, подкреплённые действием».
С ключевым выступлением выступил первый заместитель министра цифровых технологий Республики Узбекистан Олимжон Умаров. Он рассказал, что с 2023 года количество онлайн-услуг в стране увеличилось в два раза, и теперь более 50 из них предоставляются расчитаны на решение вопросов в разных жизненных ситуациях - будь то рождение ребёнка, поиск работы, выход на пенсию или открытие бизнеса. «Мы строим современную систему электронного правительства для того чтобы сэкономить время наших граждан, избавить из от ненужной бюрократии в процессе получения госуслуг», - подчеркнул он.
Умаров сообщил, что на сегодняшний день через портал электронного правительства оказывается свыше 750 онлайн-услуг, а количество пользователей достигло 11 миллионов. Все платные услуги на платформе предоставляются с 10% скидкой, а для лиц с ограниченными возможностями - с 50%. Также внедрён принцип «двигаются документы, а не граждане»: благодаря платформе G2G более 1,7 миллиарда запросов обработано между ведомствами, и с 2022 года отменено требование предоставления 220 видов документов от граждан.
В Узбекистан запущена система OneID, которая обеспечивает единый цифровой доступ ко всем ключевым государственным сайтам и частным сервисам. Уже 13 миллионов пользователей имеют сквозной доступ к более чем 600 государственным информационным системам. А с помощью технологий Face ID гражданам больше не нужно приходить лично, чтобы получить водительские права, банковские карты или SIM-карты.
«Только за последние два года мы отправили гражданам более 250 миллионов уведомлений о различных событиях в их жизни таких как; смена паспорта, начисление штрафов, истечение срока действия различных документов и др. Таким образом государство проявляет заботу о гражданах», - отметил Умаров.
Он также добавил, что Узбекистан построил единый дата-центр электронного правительства, благодаря которому государственные органы экономят средства на хранении и обработке данных, а уровень надёжности и скорости сервисов значительно вырос. Всё это стало возможным благодаря стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030», в рамках которой страна уже поднялась на 24 позиции в рейтинге электронного правительства ООН и вошла в категорию быстроразвивающихся цифровых государств.
Особое внимание участники сессии уделили человеческому капиталу. Манал бин Салам, директор Программы обмена государственным опытом правительства ОАЭ, поделилась результатами флагманского проекта, над которым велась объединённая работа – «Один миллион узбекских программистов»: «Мы ожидали миллион участников, но зарегистрировались 2,5 миллиона, а 1,5 миллиона из них уже успешно прошли обучение и получили сертификаты. Это показывает насколько у нации есть высокая потребность в новых знаниях, насколько они готовы следовать современным трендам ».
Также был представлен конкурс mGov Award, в рамках которого 300 000 студентов из 27 университетов создавали мобильные приложения для государственных услуг - от концепции до готового интерфейса, доступного гражданам.
Панель завершилась выступлением Заместителя директора по развитию в компании DataVolt, международной технологической компании, уже начавшей строительство крупнейшего дата-центра в Узбекистане мощностью 12 мегаватт. Он подчеркнул, что наличие масштабируемой вычислительной инфраструктуры, поддержка ИИ и прозрачное регулирование позволяют строить цифровое государство нового поколения: « Мы можем внедрять системы на основе ИИ таким образом, чтобы с самого начала в рабочие процессы были заложены механизмы, учитывающие возможности искусственного интеллекта. Благодаря этому возможно интегрировать LLM-программы, обученные на многоязычной основе - включая узбекский, русский, английский и другие языки - во все государственные услуги, предоставляемые экосистеме. Это позволяет применять технологии обработки естественного языка при взаимодействии государства с гражданами. Кроме того, это открывает возможность встроить интеллектуальную видеоаналитику в ключевые рабочие процессы, такие как таможня, безопасность дорожного движения, сельское хозяйство и другие».
Таким образом, Узбекистан не просто догоняет цифровой мир - он закладывает собственную, стратегически выверенную модель цифрового развития. Эта модель строится для удобства для граждан, технологической устойчивости и прозрачного сотрудничества между государством и частным сектором.









