История агентства
Указ Президента Республики Узбекистан от 11 марта 1992 года № УП-361 «О совершенствовании приема на дневные отделения высших учебных заведений республики» положил начало масштабным реформам в сфере образования, направленным на совершенствование отбора талантливой молодежи в высшие учебные заведения страны.
Первоначально в шести вузах республики был проведен эксперимент по приему студентов на основе тестовых испытаний.
Система тестирования начала действовать в 1992 году с использованием универсальной книги вопросов, состоявшей из двух вариантов и ограниченного объема тестовых материалов.
В 1992 году тесты включали два варианта (А и Б) и состояли из 50 вопросов по родному языку, математике, общественным наукам (истории и географии), естественным наукам (физике, химии), а также иностранным языкам. Абитуриенты выбирали три предмета в зависимости от выбранного направления обучения.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1992 года было принято Постановление Кабинета Министров № 181 «Об организации и проведении эксперимента по приему на дневные отделения высших учебных заведений Республики Узбекистан». Данным постановлением были определены порядок организации и проведения эксперимента. С 15 апреля 1992 года при Кабинете Министров был создан Республиканский центр по отбору абитуриентов на дневные отделения вузов.
На Центр были возложены задачи по реализации единой государственной политики в области приема студентов, введению единых критериев отбора, разработке правил приема и технологии тестирования, а также методов поиска наиболее талантливой молодежи.
В 1993 году в 19 из 46 вузов страны тестирование проводилось в экспериментальном порядке.
Постановлением Кабинета Министров от 14 мая 1994 года № 258 «О создании Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» Республиканский центр по отбору абитуриентов был преобразован в Государственный центр тестирования (ГЦТ).
Государственному центру тестирования поручалось организовывать и проводить тестовые испытания в высших и средних специальных учебных заведениях.
С 1994 года в вузах республики внедрен отбор на основе тестового метода оценки знаний абитуриентов.
В 1993–1994 годах тесты имели два варианта (А и Б) и включали 48 вопросов по родному языку, математике, обществознанию (история и география), иностранным языкам для дневных и вечерних отделений, а также 72 вопроса по естественным наукам (физика, география, химия).
В средних специальных учебных заведениях отбор абитуриентов по результатам экзаменов был введен в 1994 году в отдельных учреждениях, а с 1995 года – во всех средних специальных учебных заведениях независимо от ведомственной подчиненности.
В 1995 году тесты состояли из трех вариантов (А, B, C) и включали по 36 вопросов по родному языку, математике, физике, химии, биологии, истории, географии, иностранным языкам, узбекскому и русскому языкам. Однако ограниченный объем тестовых материалов и небольшое количество вариантов не обеспечивали объективности и согласованности в оценке знаний, усложняли процедуру сохранения конфиденциальности.
В 1996 году была разработана и внедрена новая многовариантная система тестирования, основанная на компьютерной генерации вариантов заданий по образовательным направлениям, специальностям и языкам обучения. Эта система используется и в настоящее время.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта № 109 «О создании Управления по контролю качества подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования» при ГЦТ было создано соответствующее управление. На основании данного постановления аттестация педагогических кадров и образовательных учреждений стала проводиться Государственным центром тестирования.
Постановлением Кабинета Министров от 24 июня 2004 года № 293 «О совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» определены основные задачи ГЦТ:
- реализация государственной политики в области контроля качества подготовки кадров и объективной оценки эффективности образовательного процесса при приеме в образовательные учреждения;
- анализ соответствия знаний абитуриентов и студентов государственным образовательным стандартам и требованиям;
- обеспечение беспристрастности, надежности и справедливости результатов тестирования;
- организация и проведение аттестации педагогических и руководящих кадров в системе непрерывного образования;
- организация аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, определение их рейтинга;
- выполнение функций рабочего органа комиссии Кабинета Министров по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений;
- организация процедур признания и нострификации документов об образовании, выданных зарубежными странами.
В 2009 году количество вариантов тестов достигло 30 для 80 книг вопросов каждого типа.
В 2010 году был осуществлен переход на систему индивидуального варианта теста для каждого абитуриента.
10 декабря 2012 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». В составе ГЦТ было создано Управление по оценке уровня владения иностранными языками и внедрена система сертификации.
Постановлением Кабинета Министров от 17 июля 2017 года № 508 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан» закреплены задачи по обеспечению объективности, достоверности и справедливости результатов тестирования, формированию банка тестовых материалов, совершенствованию средств педагогических измерений, а также по разработке национальной системы оценки уровня владения иностранными языками.
17 ноября 2017 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3389 «О совершенствовании порядка проведения вступительных испытаний в бакалавриат вузов». В соответствии с ним с 2018/2019 учебного года вступительные экзамены стали проводиться в Ташкенте в павильонах Национального выставочного комплекса «Узэкспоцентр» и других помещениях большой вместимости. Для обеспечения прозрачности был организован онлайн-мониторинг, родители получили возможность следить за экзаменами своих детей в режиме реального времени.
20 февраля 2018 года принято Постановление Кабинета Министров № 130 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан». Согласно постановлению, ГЦТ был определен как единый уполномоченный государственный орган, осуществляющий политику по отбору посредством тестирования, организацию и проведение экзаменов, анализ и публикацию результатов, развитие тестовых технологий, а также национальной системы оценки знаний. Кроме того, в его задачи вошло определение уровня владения государственным языком руководящими кадрами и выдача соответствующих сертификатов.
14 мая 2019 года принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4319 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы приема в высшие учебные заведения посредством тестирования». Согласно ему, начиная с 2021/2022 учебного года, тестирование проводится по двум разделам:
- три обязательных предмета (родной язык – узбекский, русский или каракалпакский, математика и история Узбекистана);
- два предмета, соответствующих выбранному направлению бакалавриата.
Постановлением Кабинета Министров от 17 сентября 2020 года № 562 «О дополнительных мерах, направленных на совершенствование системы тестирования» при ГЦТ был создан Научно-учебный практический центр для проведения курсов повышения квалификации по тестологии, педагогическим измерениям и иностранным языкам, а также для сотрудничества с международными организациями.
Постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2020 года № 646 «О внедрении национальной тестовой системы оценки уровня знаний по общеобразовательным предметам» с 1 декабря 2020 года начато поэтапное внедрение национальной системы оценки уровня знаний. С 2021/2022 учебного года абитуриентам, имеющим государственный сертификат по общеобразовательным предметам (кроме иностранного языка), предоставлено право получения баллов при поступлении в вуз пропорционально проценту, указанному в сертификате.
Согласно поправкам, начиная с 2024/2025 учебного года абитуриенты, получившие сертификаты уровня A+ и A, будут получать максимальный балл по соответствующему предмету, а обладатели сертификатов уровней B+, B, C+, C – дифференцированный балл пропорционально результату.
С 2020 года регистрация абитуриентов полностью переведена в онлайн-формат. Так, в 2020 году зарегистрировалось и прошло тестирование более 1,3 млн абитуриентов, в 2021 году – около 948 тыс., в 2022 году – свыше 1,1 млн, в 2023 году – более 948 тыс., в 2024 году – свыше 805 тыс.
Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2022 года № ПП-269 «О мерах по реализации административной реформы нового Узбекистана» на базе Государственного центра тестирования было создано Агентство по оценке знаний и квалификаций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года № ПП-14 «О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти» Агентство определено правопреемником Государственного центра тестирования по всем правам и обязанностям.
