Состоялся национальный диалог по вопросам укрепления кадровых ресурсов сферы здравоохранения в Узбекистане
2025-09-26 11:25:00 / Новости

Организаторами выступили представительство Всемирной организации здравоохранения в Узбекистане, Министерство здравоохранения и Проектный офис «Центр проектов здравоохранения».
Мероприятие предоставило платформу для представления результатов работы трех проектов, реализуемых совместно с ВОЗ и национальными партнерами, а также содействия стратегическому обсуждению дальнейших шагов. Здесь приняли участие ведущие международные эксперты в области управления кадровыми ресурсами, представители министерств и ведомств, научных кругов, региональных структур Минздрава и международных партнеров по развитию. Они обсудили стратегические направления укрепления кадрового обеспечения в сфере здравоохранения страны.
Мероприятие открыла заместитель министра здравоохранения Эльмира Баситханова.
— Сильный и мотивированный медицинский персонал является основой реформ здравоохранения. У нас есть надежные данные и факты для понимания реальной ситуации для принятия дальнейших мер. Результаты исследований и инструменты, разработанные при поддержке ВОЗ, помогут нам построить систему управления и планирования кадровых ресурсов, которая будет справедливой, гибкой и готовой к будущим вызовам, – отметила Э. Баситханова.
Было отмечено, что рамочная программа действий по кадровым ресурсам здравоохранения и ухода в Европейском регионе ВОЗ на 2023 – 2030 годы была принята всеми 53 государствами-членами, включая Узбекистан, и задает четкое направление для совершенствования кадровой политики и планирования в соответствии с глобальными целями в области здравоохранения.
В ходе двухдневного диалога участники обсудили широкий круг тем, от управления кадровыми ресурсами с учетом гендерного равенства, обеспечение и удержание кадров до цифрового управления данными.
Во время сессий Министерство здравоохранения, ВОЗ и Проектный офис «Центр проектов в здравоохранении» представили результаты анализа рынка труда в сфере здравоохранения и его влияние на политику. Единый интегратор UZINFOCOM представил систему HRM Argos/DMED и предложил идеи по интеграции HRHIS. В свою очередь, ВОЗ провела сессии по планированию и прогнозированию кадров семейных врачей и медсестер до 2030 года.
На панельных дискуссиях участники обсудили механизмы удержания кадров, пути улучшения качества образования, устранения пробелов в данных и интеграцию гендерного анализа в планирование кадровых ресурсов здравоохранения.
Представленные результаты трех проектов:
Проект №1: Первый в истории страны Анализ рынка труда в сфере здравоохранения
Были представлены и обсуждены выводы и рекомендации первого Анализа рынка труда в сфере здравоохранения (Health Labour Market Analysis, HLMA) в Узбекистане. При этом особое внимание было уделено гендерным вопросам. На основе методологии ВОЗ проведено исследование доступности, распределения, подготовки и удержания кадров, сформированное с учетом конкретных вопросов, поднятых национальными заинтересованными сторонами.
Результаты анализа показали, что, хотя общая плотность кадров в сфере здравоохранения в Узбекистане в настоящее время не вызывает серьезной озабоченности, несколько тенденций могут подорвать будущую устойчивость. То есть:
- Кадровые ресурсы распределены неравномерно: в городе Ташкенте самая высокая плотность врачей, а в ряде регионов, таких как Сурхандарьинская, Джизакская и Кашкадарьинская области, наблюдается постоянная нехватка врачей.
- Растущий отток врачей и медсестер в частный сектор может еще больше снизить доступность в государственной системе.
- Соотношение медсестер и врачей в целом хорошее по регионам, но наблюдается дефицит медсестер в городе Ташкенте.
- Доля врачей пенсионного возраста преобладает над молодыми сотрудниками со стажем работы менее 5 лет во всех регионах, кроме Республики Каракалпакстан, Самаркандской и Навоийской областей.
- Доля вакантных должностей колеблется от 4% до 24%, что отражает текущие проблемы с наймом и удержанием персонала.
С 2020 года реформы образования привели к значительному увеличению приема студентов в медицинские вузы (+500%), но это может негативно сказаться на возможностях и качестве преподавания и подготовки специалистов. Между тем, неполные данные, особенно о возрасте, миграции кадров, выпускниках и сотрудниках частного сектора ограничивают всесторонний анализ и планирование кадровых ресурсов системы.
Проект №2: Информационная система управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения (HR HIS, Human resources for health information system)
Комплексная оценка HR HIS в Узбекистане выявила ключевые возможности для совершенствования сбора данных о кадрах, интеграции систем, стандартов и управления. На основе этих выводов разработана национальная «дорожная карта» по развитию HR HIS, направленная на повышение функциональности, её совместимости с различными электронными платформами и стратегического применения. В дальнейшем усилия были направлены на создание архитектуры данных и внедрение единых индикаторов и стандартизированных классификаторов кадров здравоохранения в соответствии с международными стандартами (ISCO-8).
Проект №3: Прогнозирование и планирование кадровых ресурсов в сфере здравоохранения
Используя инструмент моделирования ВОЗ, были спрогнозированы будущие потребности в кадрах для системы здравоохранения на 2030 год. При этом учитывались такие показатели, как обеспеченность кадрами, количество приема и выпуска студентов в образовательных учреждениях, а также рождаемость, увеличение продолжительности жизни, повышение заболеваемости и другие. Эти прогнозы дают доказательную базу и основу для более точной стратегии найма, планирования квот обучения и распределения специалистов по регионам.
Стоит отметить, что работа по трем проектам проводилась в рамках инициативы «Интеграция гендерного анализа в исследование рынка труда для продвижения гендерно-ориентированной кадровой политики в здравоохранении Узбекистана», реализуемой Проектным офисом «Центр проектов здравоохранения» совместно с Министерством здравоохранения и при технической поддержке ВОЗ. Финансирование обеспечено инициативой «Данные для здоровья» Vital Strategies, фонда Bloomberg Philanthropies.
— Результаты трех представленных проектов, являются первым шагом на пути создания единой интегрированной национальной платформы управления кадровыми ресурсами системы здравоохранения и мониторинга статуса карьерного роста в течение жизни. Качественный сбор данных, своевременный анализ и автоматизация отчетности позволят осуществлять моделирование потребностей в кадрах и планирование с учетом демографических изменений, заболеваемости и географических особенностей региона, – отметила профессор Евгения Шалаева, руководитель группы по подготовке и управлению кадровыми ресурсами, повышению квалификации и развития науки в сфере здравоохранения Проектного офиса «Центр проектов здравоохранения», руководитель проектов.
Ключевые рекомендации ВОЗ
ВОЗ представила набор ключевых рекомендаций, которые помогут определить приоритеты следующего этапа реформ:
- Семейная медицина: Введение трёхлетней программы резидентуры по семейной медицине с обновленными учебными планами и стипендиями для студентов из сельских районов; а также запуск шестимесячного временного "переходного" («бридж») курса для узких специалистов и действующих семейных врачей, который со временем будет заменен программой резидентуры по семейной медицине. Расширение сферы практики и полномочий семейных врачей, а также их обеспечение инструментами для ведения как неинфекционных, так и инфекционных заболеваний.
- Сестринское дело и акушерство: Расширение программы бакалавриата по сестринскому делу и разработка "бридж" курсов для действующих медсестер с целью повышения их компетенций; подготовить план развития для расширенной практики сестринского дела; внедрить высшее университетское образование по акушерству в соответствии с международными стандартами.
- Мотивация и удержание кадров: Внедрение финансовых и нефинансовых стимулов для удержания врачей и медсестер в сельской местности, включая стипендии для студентов из сельских районов, поддержку в обеспечении жильем и возможности для карьерного роста.
- Управление кадрами: Создание в Министерстве здравоохранения Обсерватории кадровых ресурсов для контроля сбора и анализа данных, планирования и прогнозирования, регулирования и принятия решений. Формирование межсекторальной рабочей группы по кадровым ресурсам здравоохранения.
- Электронная системы управления кадровыми ресурсами: Разработка единой интегрированной информационной системы кадровых ресурсов здравоохранения (HRHIS), соответствующей Национальному учёту кадров здравоохранения ВОЗ (WHO’s National Health Workforce Accounts (NHWA), включающей данные из государственного и частного секторов и обеспечивающей планирование кадровых ресурсов на основе фактических данных.
- Регулирование и профессиональное развитие: Обновление должностных инструкций, систем лицензирования и стандартных операционных протоколов в соответствии с новыми функциями и международными стандартами.
— Хорошо подготовленные, мотивированные и справедливо распределённые кадры – залог устойчивой и эффективной системы здравоохранения, — подчеркнула Ашина Халакдина, глава Представительства ВОЗ в Узбекистане. — Мы высоко ценим лидерство правительства, которое поставило укрепление кадров здравоохранения в приоритет и опирается на данные и факты. Надёжные данные, стратегическое планирование и инклюзивный диалог – это основа эффективной кадровой политики. ВОЗ остаётся надёжным партнёром и готова поддерживать внедрение решений, основанных на научно обоснованных данных.
Следующие шаги
Участники подтвердили приверженность перевести рекомендации в конкретные действия. Ближайшие приоритеты включают:
- Завершение разработки Дорожной карты по кадровым ресурсам здравоохранения и архитектуры информационной системы кадровых ресурсов здравоохранения к середине 2026 года.
- Масштабирование программ обучения семейной медицине и сестринскому делу, включая «бридж» курсы переподготовки.
- Создание национального реестра кадровых ресурсов здравоохранения
- Создание единой интегрированной системы по управлению кадровыми ресурсами здравоохранения.
- Продолжение продвижения реформ кадровых ресурсов здравоохранения с технической помощью ВОЗ и партнеров до 2026 года, включая укрепление национального потенциала в области стратегического планирования и прогнозирования.
Ожидается, что эти реформы повысят качество медицинских услуг, особенно в сельских и отдаленных регионах, и обеспечат Узбекистану возможность эффективно и справедливо распределять кадровые ресурсы.








