Рассмотрены предложения по совершенствованию системы профессионального обучения
2023-10-05 09:35:00 / Новости
Профессиональное образование занимает особое место в развитии экономики. Так, в развитых странах профессиональным образованием охвачено до 75 процентов учащихся.
Данная система развивается и в нашей стране, в соответствии с требованиями рынка труда. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется главным образом в колледжах и техникумах системы Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также моноцентрах при Министерстве занятости и сокращения бедности.
В настоящее время в 689 профессиональных образовательных учреждениях ведется обучение по 714 профессиям и специальностям, 20 моноцентров «Ишга мархамат» преподают 54 профессии и 6 иностранных языков.
Была введена дуальная форма образования, позволяющая одновременно учиться и работать. Благодаря этой системе совместно с 2 тысячами предприятий ведется обучение 6 тысяч юношей и девушек. Также выпускников 9-класса обучают различным специальностям в профессиональных школах, выпускников 11-класса – в колледжах и техникумах.
Вместе с тем в сфере имеются определенные пробелы. Некоторые образовательные программы не увязаны с требованиями жизни. Профессиональное образование непривлекательно для школьников. В результате мощности учебных заведений не используются полностью.
Моноцентры не способны полностью удовлетворить потребность в кадрах среднего звена. Выпускникам приходится сдавать дополнительный экзамен, поскольку им не присваивается квалификационный разряд. Отсутствует взаимодействие между Агентством внешней трудовой миграции и профессиональным образованием. Недостаточна работа по преподаванию иностранных языков и выдаче документов, подтверждающих уровень владения ими.
В целях устранения этих недостатков и повышения качества профессионального обучения соответствующими министерствами разработаны новые предложения. На презентации сегодня ответственные лица представили подробную информацию.
Предложения предусматривают внедрение зарубежных образовательных программ, обеспечение признания квалификации выпускников на внутреннем и внешнем рынках, более широкое привлечение учащихся в колледжи и техникумы, а также меры по повышению качества профессиональной подготовки в моноцентрах.
Глава нашего государства дал дополнительные поручения по совершенствованию этих предложений. Подчеркнуто, что занятость молодежи имеет важнейшее значение, необходимо обучать молодежь профессиям по конкретным направлениям, исходя из специализации районов, потребностей предприятий в них.
Отмечена важность поэтапного обновления классификаторов профессий и профессионального образования, приведения их в соответствие с международными стандартами, тесного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений со школами и вузами. Определено, что Министерство высшего образования, науки и инноваций будет координировать деятельность профессиональных образовательных учреждений в качестве целостной системы.
Со следующего учебного года одном из техникумов каждого региона будет внедрена международно признанная программа. Их выпускники будут получать международную квалификацию и сертификат иностранного языка. Будут также внедрены передовые критерии качества профессионального образования и обучения.
Обучение профессиям в моноцентрах будет осуществляться на основе заказов работодателей, что станет важным фактором трудоустройства выпускников.
Ответственным лицам поручено разработать программу развития материально-технической базы системы профессионального образования до 2030 года.