Сфера дорожного хозяйства будет развиваться на основе новых подходов
2023-09-13 09:10:00 / Заседания
За последние 6 лет ассигнования на строительство и ремонт в нашей стране увеличились в 3 раза. Для предприятий в системе Комитета по автомобильным дорогам закуплено более 2 тысяч единиц спецтехники. За счет этого было построено и отремонтировано 65 тысяч километров дорог.
В прошлом году стартовал проект «Менинг йулим» и внедрена система строительства и ремонта внутренних дорог на основе предложений населения. В одном только текущем году на внутренние дороги в 470 махаллях было выделено 410 миллиардов сумов. Результаты работы по улучшению дорог затронули 3,6 миллиона человек.
В целом в 3 тысячах махаллей дороги впервые были заасфальтированы, а грунтовые дороги в 2 тысячах махаллей покрыты гравием.
Однако в сфере существует ряд системных проблем. Одним из основных недостатков является низкое качество строящихся дорог. Новые дороги быстро деградируют и требуют ремонта.
Нуждаются в совершенствовании стандарты проектирования дорог. Для всех типов дорог, независимо от размера или климатических условий регионов, применяется один шаблонный проект. Не учитывается придорожная инфраструктура, в результате большинство объектов торговли и сервиса размещается беспорядочно.
Еще одна причина низкого качества дорог – слабый дорожный контроль. Нынешние требования к дорогам вынуждают технических инспекторов тратить большую часть времени на изучение документов подрядчика, а не на проверку качества дорог. В дорожном строительстве наблюдается нехватка квалифицированных кадров, умеющих управлять современной техникой.
Из-за отсутствия автоматизированной системы мониторинга дорог нет объективных данных о нагрузке на дороги. По дорогам передвигается автотранспорт, превышающий допустимую осевую нагрузку.
На совещании проанализированы подобные проблемы и рассмотрены новые меры и предложения.
- Качественная дорога – это фактор, влияющий на настроение людей, и артерии нашей экономики. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к дорожному строительству, повышать качество, цифровизировать сферу, широко привлекать частный сектор, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Определены задачи по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Прежде всего было подчеркнуто, что совершенствовать проектирование необходимо на основе комплексного подхода. То есть, в проекте должны быть конкретно указаны объекты придорожного сервиса, то есть расположение автостоянок, заправочных станций, объектов питания, торговли и технического обслуживания, а также зеленых зон.
Глава нашего государства поддержал предложение о переходе от ресурсного метода к объемному методу в дорожном строительстве. Отмечено также важность внедрения стандартов Международной федерации инженеров-консультантов, предполагающий осуществление контроля за всеми процессами в дорожном строительстве и за конечным качеством сертифицированными инженерами.
Определено, что впредь бюджетные средства на строительство и ремонт внутренних дорог будут выделяться только в рамках программы "Менинг йулим".
- Отныне наши граждане сами будут решать, где строить внутреннюю дорогу, а где ремонтировать. Если мы это сделаем, будет прозрачность в отборе проектов и обеспечении качества, будет установлен полный общественный контроль, - сказал Президент.
На эту программу в следующем году будет выделено не менее 800 миллиардов сумов.
Как известно, даже в развитых странах строительство или ремонт дорог не осуществляется только за счет государства. Хотя в нашей стране создана правовая база частного партнерства, в дорожной сфере этот процесс идет медленно. В связи с этим указано на необходимость активного привлечения к дорожным проектам частных партнеров, четко определив условия для инвесторов и обязательства государства.
Также необходимо поддерживать качество дорог. Например, в зарубежных странах на дорогах устанавливаются контрольные весы, измеряющие вес грузовых автомобилей. Было предложено установить такие весы в нашей стране на основе частного партнерства.
Кроме того, отделы благоустройства в городах будут обеспечены специальной техникой для содержания дорог и озеленения их окрестностей.
Сегодня на дорогах установлено более 2,5 тысячи камер и радаров, фиксирующих нарушения. В жилых районах скоростной режим снижен до 60 километров в час. В результате количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 30 процентов. С учетом этого подчеркнута важность продолжить широкое внедрение систем управления «умный перекресток» и «умный светофор».
Даны поручения по разработке трехлетней программы ремонта дорог и мостов в районах, финансовому оздоровлению дорожных предприятий, улучшению их материально-технической базы.
Поставлена задача разработать проект постановления по развитию автодорожной отрасли с учетом обозначенных на совещании мер.
Ответственные лица отрасли и руководители регионов представили информацию по повестке дня.