Цифровые технологии и Транспорт
Шерматов Шерзод Хотамович
Министр цифровых технологий Республики Узбекистан - Директор по информационным технологиям (CIO)
Махкамов Илхом Рустамович
Министр транспорта Республики Узбекистан
СТРАТЕГИЯ «ЦИФРОВОЙ УЗБЕКИСТАН-2030»
В республике реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. Министерством цифровых технологий Республики Узбекистан при участии заинтересованных министерств и ведомств, представителей бизнес-сообщества и научных кругов, а также зарубежных экспертов разработана Стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030».
24 апреля 1997 года был принят Закон Республики Узбекистан № 400-I «О гарантиях и свободе доступа к информации».
В Республике Узбекистан предоставлены широкие возможности для электронного участия граждан и представителей бизнеса в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов, параметров государственного бюджета и т.п.
Уделяемое в последние годы большое внимание сфере информационных технологий дает свои результаты. В прошлом году резидентами IT-парка оказано услуг на 5 триллионов сумов и экспортировано услуг на 140 миллионов долларов.
В цифровой формат переведено 370 из 715 государственных услуг, в прошлом году электронными услугами воспользовались 12 миллионов человек. В результате цифровизации отменено истребование от населения более 70 видов справок и документов.
В будущем экспорт услуг в сфере информационных технологий в нашей стране должен достигнуть 1 миллиарда долларов. Для этого требуются не менее 100 тысяч квалифицированных программистов, IT-архитекторов, операторов и инженеров. Необходимо расширить сеть высокоскоростного интернета в регионах, создать более благоприятную среду для присутствия зарубежных IT-компаний. Требуется внедрить новые электронные услуги по наиболее востребованным гражданами и предпринимателями направлениям.
За последние два года в нашей стране было открыто 215 учебных IT-центров. Объявлено о создании финансовых льгот таким учебным заведениям и их выпускникам. Оправдал себя и проект «Миллион программистов». В настоящее время большинство специалистов IT-парков — это молодые люди, окончившие данную программу. Обучение молодежи будет расширено, в том числе через платформу «Coursera». Самые талантливые, прошедшие отбор, будут обучены для международного IT-рынка на основе отдельной программы.
Законодательство о кибербезопасности состоит из Закона Республики Узбекистан "О кибербезопасности" и иных актов законодательства. Единый подход к регулированию сферы кибербезопасности обеспечивается внедрением единой государственной системы киберзащиты информационных систем и ресурсов, направленной на организацию, осуществление мониторинга и контроля за процессом разработки и внедрения программных и технических средств по обработке и защите данных. Единую государственную политику в сфере кибербезопасности определяет Президент Республики Узбекистан. Служба государственной безопасности Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в сфере кибербезопасности.
Отношения, возникающие при обработке и защите персональных данных, независимо от применяемых средств обработки, включая информационные технологии, регулируются Законом Республики Узбекистан от 02.07.2019 г. № ЗРУ-547 "О персональных данных".
В целях дальнейшего углубления реформ по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4273 от 09.04.2019 г “О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны”.
В целях дальнейшего повышения уровня прозрачности и качества открытых данных, системы их передачи гражданам и мировому сообществу принято Постановление Кабинет Министров № 808 от 23.12.2020 г. “О мерах по дальнейшему развитию сектора открытых данных в Республике Узбекистан” и утверждена КОНЦЕПЦИЯ Развития сферы открытой информации в Республике Узбекистан в 2021-2025 годах.
Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-358 от 14.10.2024 г. “Об утверждении Стратегии развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года” утверждена Стратегия развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года.
В сфере транспорта происходят масштабные преобразования как с точки зрения экономической эффективности, так и удобства для населения.
В составе акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» создано 6 самостоятельных предприятий. Закуплено 1200 новых грузовых вагонов, а время перевозки грузов по внутренним направлениям сократилось в два раза. В результате цифровизации процесс заказа вагона уменьшился с 7 этапов до 3, а время на его выполнение сократилось с 72 часов до 12 часов. Пропускная способность поездов вокруг Ташкента увеличилась на 30 процентов.
Количество авиарейсов в системе «Uzbekistan Airways» увеличилось на 25 процентов. На внутренние маршруты направлено 8 новых самолётов, а количество внутренних рейсов выросло в 2,5 раза. Доля национальной авиакомпании в международных перевозках Центральной Азии достигла 20 процентов.
«Uzbekistan Airports» занимается обслуживанием самолётов, грузов и пассажиров. Привлечение частного сектора к управлению аэропортами демонстрирует положительные результаты. В Узбекистан рейсы выполняют 44 авиакомпании мира.
За последние семь лет благодаря поддержке отечественных перевозчиков их парк увеличился в 7 раз, количество грузового автотранспорта достигло 26 тысяч. Их доля в международных перевозках выросла с 35 до 60 процентов.
Ведется большая практическая работа по модернизации дорог международного значения и повышению их технических параметров. В частности, текущие и будущие проекты включают строительство цементно-бетонных дорог, путепроводов или подземных переходов, безупречное проектирование дорог и мостов, а также транспортные решения. Особое внимание уделяется повышению безопасности и удобства движения.
В нашей стране последовательно развивается железнодорожная транспортная сеть. В частности, в 2018 году была построена линия "Бухара-Мискин", что сократило путь до Хивы до 242 километров. Учитывая 4,5-кратную эффективность поездов на электрической тяге, продолжается электрификация путей. В последние годы были электрифицированы линии "Карши-Китаб", "Пап–Наманган–Андижан" и "Карши–Термез".