Перейти к основному контенту

Министерство Энергетики: цели, задачи, планы и достижения

Одним из важнейших условий развития современного Узбекистана является экономическая стабильность страны, которая в немалой степени зависит от достижения энергобезопасности.

Рост и либерализация экономики являются одним из приоритетов, предусмотренных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах.

Сильная энергетическая политика дает основу для повышения конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим в такой ведущей отрасли экономики, как топливно-энергетическая, в настоящее время продолжается реализация структурных преобразований, процессов модернизации и диверсификации.

Важным шагом в этом направлении стало создание Министерства энергетики Республики Узбекистан, образованное в соответствии с Указом Президента страны от 01.02.2019 г. № УП-5646 «О мерах по коренному совершенствованию системы управления топливно-энергетической отраслью Республики Узбекистан».

Минэнерго и входящие в его структуру организации осуществляют государственное регулирование процессов производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, угля, а также добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа и продуктов их переработки.

Перед Минэнерго поставлен ряд задач, в числе которых:

- регулирование энергетического сектора

- осуществление соглашений о разделе продукции и надзор за их соблюдением - привлечения частного капитала в процессы добычи и производства энергоресурсов

- развития ГЧП (государственно-частного партнерства)

- совершенствование тарифной политики для содействия формированию конкурентной бизнес-среды, увеличение и диверсификации производства энергоресурсов

- внедрение современного корпоративного управления в энергетическом секторе, в том числе с учетом предложения Всемирного банка, предусматривающего оптимизацию производственных процессов.

Что было сделано?

Произведена коренная реструктуризация АО «Узбекэнерго» с целью реформирования энергетической отрасли, инициированного Президентом страны.

На базе АО «Узбекэнерго» организованы три акционерных общества: «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные электрические сети».

Целью этой реорганизации является переход на современные методы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии.

Важным шагом в развитии электроэнергетической сферы страны стали принятые в мае 2019 года Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», а также Закон «О государственно-частном партнерстве», создавшие нормативно-правовую основу для ускорения реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии.

Министерством энергетики разработана Концепция развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы.

Совместно с международным консультантом – MottMacDonald (Великобритания) разработан генеральный план (MasterPlan) долгосрочного развития электроэнергетического сектора Узбекистана, в том числе в части ВИЭ.

В конце апреля 2020 года Правительством утверждена «Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы», разработанная Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами.

В середине 2019 года на основе Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-4388 был начат процесс реформирования нефтегазовой отрасли. К концу 2019 года был завершен первый этап трансформации.

Сформирована новая организационная структура АО «Узбекнефтегаз», к которому присоединены акционерные общества «Узбурнефтегаз», АО «Узнефтегаздобыча», АО «Узнефтепродукт», АО «Узнефтегазмаш».

Сокращены излишние промежуточные звенья в системе управления АО «Узбекнефтегаз». Нефтегазодобывающие и газоперерабатывающие организации также преобразованы в структурные подразделения (управление, завод) АО «Узбекнефтегаз».

Из состава АО «Узбекнефтегаз» выведен АО «Узтрансгаз», который определен единым оператором по приобретению природного газа у газодобывающих организаций для дальнейшей транспортировки, в том числе экспорта и импорта, а также реализации потребителям, подключенным к магистральным газопроводам.

На базе территориальных филиалов газоснабжения АО «Узтрансгаз» создано АО «Худудгазтаъминот» по эксплуатации газораспределительных сетей и поставке природного и сжиженного газа населению и объектам социальной сферы.

Над чем идет работа в Министерстве энергетики в настоящее время

Идет процесс реализации Стратегии топливно-энергетического обеспечения Узбекистана на 2020-2030 годы и комплексной программы цифровизации электроэнергетики на 2019-2021 годы, которая будет направлена на автоматизацию процессов планирования ресурсов предприятия (ERP) и диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA).

Одним из основных приоритетных вопросов развития электроэнергетики Узбекистана является развитие генерирующих мощностей в таких направлениях¸ как теплоэлектростанции (ТЭС), атомная энергетика, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с привлечением прямых иностранных инвестиций.

Ускоренными темпами в стране реализуется еще один важный проект – «Внедрение автоматизированной системы учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ)». В частности, до конца 2020 года предусмотрено подключение к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии более 7 млн. потребителей.  В соответствии с этой задачей, по состоянию на 15 мая 2020 года по республике установлено 3 млн 320 тысяч единиц современных электрических счетчиков.

Идет работа над реализацией ряда инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП), в том числе в направлении строительства фотоэлектрических (солнечных) станций.

Министерство энергетики также нацелено на постоянную пропаганду сбережения электроэнергии, внедрение соответствующих технологий и повышение знаний населения о важности энергосбережения.

По данным специалистов «Узэнергоинспекции», сегодня в каждом доме имеется возможность экономить в год в среднем 400 кВт.ч электроэнергии, что в целом по республике составит 1,8 млрд.кВт.часов. Сэкономленной таким образом энергии хватит, например, на обеспечение электроэнергией в течение года Джизакской или Сырдарьинской областей.

Минэнерго: планы на десятилетие - до 2030 года.

Согласно принятой «Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы», за 10 лет необходимо:

увеличить мощности с 12,9 ГВт до 29,3 ГВт, а производство электроэнергии с 63,6 млрд кВт⋅ч до 120,8 кВт⋅ч;

сократить потребления природного газа с 16,5 млрд кубометров до 12,1 млрд кубометров;

снизить потери при передаче электроэнергии до 2,35% и потери при распределении - до 6,5% (в 1,85 раза меньше уровня 2019 года)

Реализация этих планов позволит обеспечить энергобезопасность страны, с учетом прогнозов, что за 10 лет энергопотребление в Узбекистане возрастет почти в 2 раза.

При этом сегодня основную часть генерирующих мощностей (порядка 85%) составляют тепловые электрические станции, в связи с чем к 2030 году прогнозируется ввод 15,6 ГВт новых и модернизированных генерирующих мощностей ТЭС. При этом прогнозируется вывод из эксплуатации 6,4 ГВт физически устаревшего оборудования генерирующих мощностей на ТЭС.

Строительство современных ПГУ комбинированного цикла производства электроэнергии общей мощностью около 10 ГВт (на Сырдарьинской, Навоийской, Талимарджанской, Тахиаташской, Туракурганской ТЭС и др).

Строительство электростанций с использованием ВИЭ с доведение общей доли солнечных и ветровых электростанций до 21%.

Строительство манёвренных генерирующих мощностей на базе газопоршневых установок или авиационных ГТУ общей мощностью около 3  ГВт.

Также будет продолжена реализация проектов по совершенствованию систем учета электроэнергии; правовые реформы по совершенствованию тарифной политики и обеспечению перехода на оптовый рынок; развитие возобновляемых источников энергии, особенно солнечной энергии.

С целью ускоренного развития ВИЭ в этой сфере намечено широкое применение государственно-частного партнерства, ведется проработка крупных инвестиционных проектов.

Все эти усилия направлены на обеспечение энергобезопасности и динамичное развитие Узбекистана.

Функции

Реализация единой энергетической политики, направленной на обеспечение энергетической безопасности страны и удовлетворение растущей потребности отраслей экономики и населения страны в энергоресурсах;

Разграничения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в сфере энергетики, совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, выработку четких рыночных механизмов осуществления тарифной политики и продвижение на этой основе принципов здоровой конкурентной среды;

Создания условий для активного привлечения инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в строительство инфраструктурных объектов, а также модернизацию, техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли;

Проведения государственной политики в области энергосбережения и снижения энергоемкости экономики, стимулирование активного внедрения в отраслях экономики и бытовом секторе передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, широкое развитие альтернативных источников энергии;

Широкое внедрения на предприятиях энергетической отрасли современных средств автоматизации технологических процессов, систем учета объемов добычи, поставки, потребления энергоресурсов;

Оптимизация системы управления предприятиями отрасли, их структур и подразделений, внедрение современных методов организации работы и целевых индикаторов (менеджмент качества, индикативное планирование), направленных на достижение конкретных результатов.

Задачи

Разработка и реализация единой государственной политики в топливно-энергетической отрасли, направленной на обеспечение энергетической безопасности Республики Узбекистан, устойчивого снабжения отраслей экономики и населения страны топливно-энергетическими ресурсами, широкое продвижение и развитие возобновляемых источников энергии;

Осуществление государственного регулирования за производством, передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, угля, а также за добычей, переработкой, транспортировкой, распределением, реализацией и использованием нефти, газа и продуктов их переработки;

Осуществление единого нормативно-правового и технического регулирования сферы энергетики в республике;

Создание и развитие сбалансированной системы стратегического планирования и развития топливно-энергетического комплекса, увеличение и диверсификацию производства энергоресурсов, разработку взаимоувязанных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов производства, поставки и потребления всех видов энергоресурсов, а также целевых программ комплексного развития энергетической отрасли;

Повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетической отрасли за счет развития государственно-частного партнерства, совершенствования тарифной политики, стимулирующей формирование благоприятной конкурентной и деловой среды на рынке энергоресурсов;

Координация реализации инвестиционных проектов в топливно-энергетической отрасли, активное привлечение частного капитала в процессы добычи и производства энергоресурсов, налаживание сотрудничества с международными финансовыми институтами, странами-донорами, компаниями, банками и другими структурами;

Содействие внедрению современных методов корпоративного управления в сфере энергетики, передовых информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления, учета и контроля, обеспечение на этой основе повышения эффективности управления и снижения издержек производства, прозрачности финансово-хозяйственной деятельности организаций энергетической отрасли;

Стимулирование внедрения в производственные процессы организаций нефтегазовой и электроэнергетической отраслей инновационных технологий, повышение уровня энергоэффективности и экономии энергоресурсов;

Организация системной работы по подготовке, повышению квалификации и переподготовке инженерно-технических и управленческих кадров в сфере энергетики.

226