О мерах по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по борьбе с детским раком на 2025 — 2030 годы
Постановление
Президента Республики Узбекистан
О мерах по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по борьбе с детским раком на 2025 — 2030 годы
В целях реализации задач в сфере обеспечения здоровья населения, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158 «О Стратегии «Узбекистан — 2030», а также глобальных и национальных стратегических инициатив, направленных на кардинальное совершенствование системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, улучшение качества их жизни, создание доступной, высокотехнологичной и инновационной медицинской инфраструктуры, предоставляющей возможность раннего выявления, проведения комплексной терапии и долгосрочного наблюдения за течением заболеваний в соответствии с международными стандартами, укрепление материально-технической базы педиатрической службы и службы детской онкологии, гематологии и иммунологии, постановляю:
I. Цели
1. Определить основными целями борьбы с детским раком в Узбекистане на 2025 — 2030 годы:
(а) увеличение доли случаев выявления детского рака на ранних стадиях до 65 процентов;
(б) увеличение годичной выживаемости детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями с 34 процентов до 90 процентов, пятилетней выживаемости — минимум до 60 процентов;
(в) 100-процентный охват детей, страдающих раком, специализированной медицинской помощью;
(г) сокращение сроков постановки диагноза по онкогематологическим заболеваниям до 4 дней, по онкологическим заболеваниям — до 14 дней;
(д) начало лечения онкологических и онкогематологических заболеваний в срок от 10 до 20 дней;
(е) создание условий для выявления признаков детского рака в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
(ж) повышение кадрового потенциала, укрепление в приоритетном порядке материально-технической базы медицинских учреждений в регионах, цифровизацию бизнес-процессов во всех звеньях борьбы с детским раком.
II. Национальная стратегия по борьбе с детским раком
2. Принять к сведению, что с участием международных экспертов и Всемирной организации здравоохранения разработана Национальная стратегия Республики Узбекистан по борьбе с детским раком на 2025 — 2030 годы (далее — Стратегия).
3. Утвердить для достижения основных целей и приоритетных задач, определенных настоящим Указом:
(а) Программу комплексных мер по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по борьбе с детским раком в 2025-2026 годах согласно приложению № 1*;
(б) Целевые показатели реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по борьбе с детским раком на 2025 — 2030 годы согласно приложению № 2*.
4. Установить, что Стратегия реализуется на основе двухгодичных планов мер, утверждаемых Кабинетом Министров.
III. Приоритетные задачи
5. Определить приоритетными задачами Стратегии:
(а) совершенствование системы профилактики, диагностики, раннего выявления, лечения и ухода за детьми, страдающими раковыми (онкологическими, онкогематологическими) заболеваниями, путем:
(i) повышения квалификации работников медицинских бригад по проведению анкетирования, медицинского осмотра и первичного скрининга для выявления подозрений на раковые заболевания;
(ii) развития во всех районах и городах оснащенной необходимым оборудованием центральной лабораторной службы, предоставляющей возможность диагностировать рак и другие заболевания на ранних стадиях;
(iii) внедрения системы ускоренной диагностики и лечения детей с подозрением на рак («зеленый коридор»), при этом утверждение и предусмотрение соблюдения регламента маршрутизации больных по всей вертикали службы детской онкологии, гематологии и иммунологии;
(iv) цифровизации процессов управления медицинскими данными, обучения медицинских работников применению информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, а также совершенствования методов диагностики и лечения за счет активного использования возможностей искусственного интеллекта;
(б) повышение качества оказываемой медицинской помощи и снижение случаев смертности за счет:
(i) внедрения инновационных технологий и результатов научно-практических исследований в деятельность учреждений по борьбе с раком всех уровней, а также обеспечения укомплектованности регионов кадрами-специалистами и создания системы непрерывного повышения их квалификации и подготовки;
(ii) внедрения международных стандартов и протоколов лечения в соответствии с рекомендациями международных консультантов и партнеров;
(iii) формирования инфраструктуры оказания высокотехнологичной медицинской помощи путем укрепления материально-технической базы Научно-практического медицинского центра детской онкологии, гематологии и иммунологии (далее — Центр), а также региональных детских многопрофильных медицинских центров;
(iv) оснащения современным оборудованием и бесперебойного обеспечения лекарственными средствами медицинских объединений районов (городов);
(в) улучшение качества жизни больных за счет совершенствования системы оказания паллиативной помощи и хосписа для детей, страдающих раком, и их семей;
(г) активизацию профилактических мероприятий и повышение осведомленности населения о детском раке.
IV. Проект по внедрению Стратегии
6. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения по реализации в 2025-2026 годах Проекта по внедрению Стратегии на базе медицинских учреждений города Самарканда и Иштыханского района (далее — Проект) с параллельным расширением его реализации в других регионах страны по мере создания необходимых условий в перспективе, предусматривающим:
(а) повышение онкологической и онкогематологической настороженности медицинских работников путем обучения работников медицинских бригад процедурам анкетирования, проведения медицинского осмотра и первичного скрининга с целью выявления первичных подозрений на раковые заболевания;
(б) внедрение новой системы маршрутизации больных, функционирующей по принципу выявления заболеваний и постановки первичного диагноза на районном уровне, подтверждения диагноза, высокотехнологичного лечения, реабилитации и оказания паллиативной помощи на региональном и республиканском уровнях;
(в) цифровизацию процессов работы медицинских работников с детьми и внедрение технологий искусственного интеллекта для раннего выявления заболеваний и повышения эффективности постановки диагноза, а также контроля за маршрутизацией больных;
(г) переподготовку и повышение квалификации работников медицинских учреждений районного (городского), областного и республиканского уровней;
(д) внедрение оказания паллиативной помощи больным детям на амбулаторном и стационарном уровне.
V. Организационно-техническое обеспечение внедрения Проекта
7. Утвердить:
(а) План строительства дополнительных зданий для детских многопрофильных медицинских центров Республики Каракалпакстан и областей согласно приложению № 3*;
(б) Перечень медицинского оборудования для оснащения медицинских учреждений медицинских объединений районов (городов) и детских больниц согласно приложению № 4*;
(в) Перечень медицинского оборудования для оснащения детских больниц согласно приложению № 4а*.
8. Министерству цифровых технологий и ООО «Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем «UZINFOCOM» совместно с Министерством здравоохранения:
(а) в срок до 1 июля 2025 года в информационной системе «Электронное здравоохранение»:
(i) внедрить цифровизированную маршрутизацию больных, включающую процессы регистрации, диагностики, лечения, диспансерного наблюдения и направления детей, страдающих онкологическими и онкогематологическими заболеваниями;
(ii) создать возможность дистанционной записи на прием врача и проведения онлайн-консультаций путем обучения медицинских работников и создания доступного интерфейса для пользователей;
(б) в срок до конца 2025 года в рамках реализации Проекта обеспечить внедрение технологий искусственного интеллекта.
9. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2024 года № ПП-183 «О мерах по дальнейшему совершенствованию оказания медицинской помощи детям, страдающим онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями» консорциумом из представителей Венского медицинского университета (Австрия) и компании «AME International» (Австрия) разработан мастер-план по совершенствованию службы детской онкологии, гематологии и иммунологии в Узбекистане (далее — Мастер-план), предусматривающий:
(а) внедрение в Центре и по всей вертикали службы детской онкологии, гематологии и иммунологии мировых стандартов, протоколов и рекомендаций по высокоэффективной диагностике, лечению, реабилитации и оказанию паллиативной помощи детям;
(б) повышение эффективности вертикали управления службы детской онкологии, гематологии и иммунологии, включая развитие кадрового потенциала, организацию зарубежных стажировок и других образовательных мероприятий для медицинских работников;
(в) проектирование, строительство, реновацию и оснащение предусмотренных Мастер-планом объектов на территории Центра, включая асептический блок с симуляционным центром, лабораторно-диагностический блок, блок радиологии, отделение лучевой терапии, поликлинику и административное здание.
10. Разрешить Центру заключить в порядке исключения EPC-контракт с компанией «AME International» по управлению и реализации Мастер-плана в течение 2025 — 2027 годов с возможностью осуществлять авансовые платежи в размере не менее 50 процентов путем проведения прямых переговоров.
11. В целях развития академического, научного и кадрового потенциала службы детской онкологии, гематологии и иммунологии, а также обмена опытом по детской онкогематологии между государствами региона создать Международный академический хаб по детскому раку при Центре в форме государственного учреждения (далее — Академический хаб) при содействии клиник ведущих университетов Европы.
12. Определить, что Академический хаб является научно-образовательным учреждением и на него возлагаются следующие основные задачи:
(а) внедрение международных образовательных программ, соответствующих стандартам международной сертификации и накопления баллов по системе непрерывного медицинского образования;
(б) подготовка для службы детской онкологии, гематологии и иммунологии квалифицированных медицинских и научных кадров путем организации переподготовки и повышения квалификации;
(в) применение передовых клинических и прикладных исследований и внедрение инноваций в сферу детской онкологии, гематологии и иммунологии, направленных на разработку и внедрение современных методов раннего выявления, диагностики и лечения онкологических и онкогематологических заболеваний у детей;
(г) развитие и укрепление научного потенциала медицинских учреждений в сфере детской онкологии, гематологии и иммунологии, а также развитие международного сотрудничества и интеграции с глобальными академическими и исследовательскими сетями;
(д) проведение клинических испытаний перспективных лекарственных средств и методик лечения совместно с ведущими зарубежными фармацевтическими компаниями и медицинскими центрами в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения в установленном порядке;
(е) проведение анализа и прогнозирование эпидемиологических тенденций заболеваемости детским раком для стратегического планирования и разработки профилактических мер.
13. Предоставить Наблюдательному совету Научно-практического медицинского центра детской онкологии, гематологии и иммунологии, утвержденному постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2024 года № ПП-183 «О мерах по дальнейшему совершенствованию оказания медицинской помощи детям, страдающим онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями», право на:
(а) утверждение учредительных документов, сметы доходов и расходов, структуры Академического хаба;
(б) определение квоты грантов для обучения в Академическом хабе за счет бюджетных средств;
(в) определение размера учебных расходов для зарубежных слушателей.
14. Установить, что на срок до 1 января 2028 года не производимые в Республике Узбекистан учебное и научное лабораторное оборудование, компьютерная техника, мультимедийная продукция, учебная и научно-методическая литература, инвентарь и материально-технические ресурсы, ввозимые для Академического хаба по перечням, формируемым в установленном порядке, освобождаются от таможенных платежей (за исключением налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление).
15. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять решение об организации деятельности и размещению Академического хаба, а также определить источником его финансирования средства республиканского бюджета Республики Узбекистан.
VI. Финансовое обеспечение
16. Министерству экономики и финансов на основании обоснованных расчетов Центра выделить в 2025 году дополнительные средства для обеспечения детей, страдающих онкологическими, онкогематологическими и иммунологическими заболеваниями, лекарственными средствами, с 2026 года — предусматривать необходимые средства при формировании параметров Государственного бюджета.
17. Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики и финансов в рамках реализации Стратегии исходя из готовности необходимой материально-технической базы и кадрового обеспечения пересмотреть штатные нормативы и ввести необходимые должности специалистов в медицинских учреждениях.
18. Определить, что:
(а) расходы, связанные с обеспечением исполнения настоящего постановления, финансируются в 2025 году за счет средств, выделяемых дополнительно из Государственного бюджета, с 2026 года — предусматриваются в параметрах Государственного бюджета;
(б) финансирование строительства дополнительных зданий для региональных детских многопрофильных медицинских центров осуществляется за счет средств Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2025 — 2027 годах;
(в) оснащение медицинских учреждений осуществляется за счет средств международных финансовых институтов и банка «KfW» (Федеративная Республика Германия), средств, выделенных Министерству здравоохранения, а также в рамках международных соглашений, бенефициаром которых является Республика Узбекистан;
(г) создание и оснащение Академического хаба осуществляются за счет средств международных финансовых институтов и технического содействия.
19. Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Министерством экономики и финансов, а также Министерством здравоохранения в двухмесячный срок привлечь средства Правительства Австрии и Европейского Союза, международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, включая средства технического содействия и льготных кредитов Исламского банка развития, для софинансирования Проекта управления и реализации Мастер-плана, а также осуществления Проекта создания и оснащения Академического хаба.
VII. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления
20. Министерству здравоохранения в недельный срок разместить Стратегию на своем официальном веб-сайте.
21. Предоставить Кабинету Министров право вносить корректировки в параметры Стратегии исходя из состояния реализации Проекта и поэтапного его внедрения в других регионах, а также в программы строительно-монтажных работ и оснащения медицинских учреждений.
22. Образовать Рабочую группу по реализации мер Национальной стратегии Республики Узбекистан по борьбе с детским раком на 2025 — 2030 годы (далее — Рабочая группа) в составе согласно приложению № 5*, определить ее основными задачами качественную разработку проектов нормативно-правовых актов, а также оказание содействия в реализации Стратегии.
Приложения №№ 1 — 5 приводятся на узбекском языке.
23. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Центром в двухмесячный срок разработать типовые проекты зданий отделений детской онкогематологии на 30 — 80 койко-мест (при необходимости также зданий лучевой диагностики и терапии) по международным стандартам.
24. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей обеспечить:
(а) строгое соблюдение утвержденных типовых проектов при строительстве зданий блоков отделений детской онкогематологии, а также выделение и подготовку земельных участков, проведение необходимых инженерных коммуникаций;
(б) своевременное качественное исполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и программами комплексных мер ее реализации.
25. Министерству здравоохранения внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих:
(а) в срок до 1 августа 2025 года совместно с Центром и с привлечением международных и отечественных экспертов — Национальный план по борьбе с детским раком на 2026 — 2035 годы;
(б) в двухмесячный срок — Программу мер по организации оказания медицинской и социальной помощи детям, страдающим редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями, на 2025 — 2030 годы;
(в) в срок до конца 2025 года совместно с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Министерством дошкольного и школьного образования, Министерством сельского хозяйства, Ассоциацией махаллей Узбекистана — Программу профилактических мер по борьбе с неинфекционными заболеваниями, включающую онкологические и гематологические заболевания.
26. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса организовывать регулярное заслушивание на заседаниях Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса, местных Кенгашей народных депутатов отчетов руководителей соответствующих государственных органов о проделанной работе в рамках реализации настоящего постановления.
27. Внести изменения и дополнения в постановление Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2024 года № ПП-183 «О мерах по дальнейшему совершенствованию оказания медицинской помощи детям, страдающим онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями» согласно приложению № 6.
28. Министерству здравоохранения совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации целей и задач настоящего постановления, а также хода реализации и достижения целевых показателей Стратегии.
29. Возложить на министра здравоохранения А.А. Худаярова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
30. Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Департамента социального развития Администрации Президента Республики Узбекистан О.К. Абдурахманова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
19 мая 2025 г.,
№ ПП-186
Источник: Lex.uz
