Перейти к основному контенту

Электронное правительство

Электронное правительство

Электронное правительство – это система организационно-правовых мер и технических средств, направленных на обеспечение предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам посредством информационно-коммуникационных технологий, а также электронного сотрудничества между ведомствами.

 
Электронное правительство можно определить по-разному. В широком смысле электронное правительство можно определить как использование ИКТ для предоставления услуг и развития своей деятельности.
 
Электронное правительство также уместно понимать как метод использования цифровых технологий для повышения открытости, прозрачности, эффективности и качества услуг, предоставляемых государственными чиновниками. Кроме того, электронное правительство можно определить как систему более эффективного функционирования государственных органов и предоставления качественных услуг гражданам и субъектам предпринимательства с использованием ИКТ.
 
Еще одним важным аспектом электронных услуг является то, что они служат укреплению общего имиджа не только данной организации, но и всей страны, обеспечивая при этом открытость и прозрачность деятельности государственных органов.
 
Короче говоря, термины электронного правительства можно свести к следующим четырем основным частям.
 
Электронное правительство определяется как:
  • Использование ИКТ (компьютерные сети, Интернет, факс и телефон);
  • Поддержка деятельности государства (предоставление информации, услуг, продуктов, административное управление);
  • Развитие отношений власти с гражданами (создание новых каналов коммуникации, вовлечение граждан в политические или административные процессы посредством пропаганды и кампаний);
  • Определение активного участия участников в соответствующих процессах в соответствии с установленными стратегиями.
 
К основным задачам электронного правительства относятся:
  • обеспечить эффективность, оперативность и прозрачность деятельности государственных органов, усилить их ответственность и исполнительскую дисциплину, создать дополнительные механизмы обеспечения обмена информацией с населением и субъектами предпринимательства;
  • создание возможностей для заявителей по взаимодействию с государственными органами по всей стране в рамках электронного правительства;
  • в рамках поставленных задач формирование баз данных государственных органов, Единого интерактивного портала государственных услуг, Единого реестра электронных государственных услуг;
  • внедрение принципа «единого окна» в систему государственного управления за счет формирования электронного документооборота, взаимного сотрудничества государственных органов и механизмов обмена информацией между их базами данных при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства;
  • перевод субъектов предпринимательства на использование электронного документооборота, в том числе использование электронного документооборота в процессе сдачи статистической отчетности, таможенного оформления, выдачи лицензий, разрешений, сертификатов, а также получения информации от государственных органов;
  • расширение использования субъектами хозяйствования систем продажи и приобретения продукции посредством электронной коммерции, глобальной информационной сети Интернет, а также внедрение автоматизированных систем учета, контроля и оплаты коммунальных услуг;
  • осуществление безналичных электронных расчетов, государственных закупок:
  • развитие систем удаленного доступа и других электронных форм деятельности в сфере банковского дела и финансов.
 
Основные принципы электронного правительства:
  • открытость и прозрачность деятельности государственных органов;
  • равное использование электронных государственных услуг заявителями;
  • Предоставление электронных государственных услуг по принципу «Одного окна»;
  • унификация документов государственных органов;
  • использование уникальных идентификаторов электронного правительства;
  • последовательное совершенствование порядка предоставления электронных государственных услуг;
  • обеспечение информационной безопасности.

Чтобы реализовать возможности электронного правительства, многие страны включают развитие электронного правительства в свои политические планы. Из мирового опыта известно, что первоначальное внимание было направлено на повышение эффективности работы правительства за счет использования ИКТ. В то же время подходы, ориентированные на граждан, начали меняться в середине 2000-х годов в результате ограниченных государственных инвестиций в услуги электронного правительства.

В результате этих действий были достигнуты существенные изменения в процессе предоставления государственных услуг за счет приоритетности соответствия различных потребностей граждан государственным услугам.
 
 
Сегодня электронное правительство является не только важным инструментом разработки и поддержки задач и процессов государственного сектора, но и ключевым фактором трансформации правительства и создания новых подходов к разработке и предоставлению услуг.
 
В целом рост онлайн-услуг, более широкое использование этих услуг, в свою очередь, свидетельствует о том, что влияние системы электронного правительства велико.
 
Таким образом, электронное правительство требует формирования критической массы электронных граждан и участников электронного бизнеса для развития устойчивого производства, что напрямую влияет на прозрачность правительства и внутреннюю эффективность.
 
Необходимо увеличить критическую массу пользователей электронных государственных услуг, отказаться от традиционного способа оказания услуг и перейти к электронному способу предоставления государственных услуг.
 
Эта новая система может быть успешной только в том случае, если внедрение системы электронного правительства сможет удовлетворить большую часть потребностей населения в ее использовании, и если будут возможности для их поддержки.
 
Только когда население будет иметь достаточно знаний об этой системе, его конкретные потребности могут быть удовлетворены. При этом государственные услуги будут предоставляться быстро и качественно. Для повышения интереса или мотивации граждан и предпринимателей к использованию услуг электронного правительства необходимо предоставлять современные, легкодоступные услуги цифрового контента.
 
Кроме того, важно повысить доверие населения к электронным государственным услугам. Для этого необходимо обеспечить защиту соответствующей информации и обеспечить ее конфиденциальность.
 
В частности, для повышения уровня поддержки и требований к использованию электронных государственных услуг необходимо сделать следующее:
  • Развитие многоканальной инфраструктуры совместного предоставления услуг с единым окном, автономных центров общественных услуг и мест, включая телецентры, центры обработки претензий, веб- и мобильные порталы;
  • Реализация мер, направленных на повышение доверия общества к операциям с использованием ИКТ и всем взаимодействиям в цифровой среде;
  • Материальное и моральное стимулирование производителей удобного контента и услуг, в том числе соответствующих программ, удовлетворяющих заданным требованиям;
  • Реализация программ, направленных на дальнейшее расширение и повышение доступности электронных услуг.

 

Нормативно-правовые документы по электронному правительству

3851

Последнее обновление: 2024-07-03 16:03:10

;
Электронное правительство