Национальные виды спорта
Культура каждого народа уникальна, проявляющаяся в языке, традициях, обычаях, быте, играх. Сохранение преемственности духовных ценностей, норм, достижений весьма значимо, поскольку это наследие является необходимым условием существования народа как нации. Известно, физическая культура, имея многовековую историю, является неотъемлемой частью общей культуры. И, для общественности Узбекистана важны успехи как спорта высших достижений, так и занятия массовой физической культурой, где ярким компонентом выступают национальные виды спорта, передающие социальную память народа.
Необходимо отметить, что через национальные игры лежит путь к современным видам спорта. Перечислим некоторые традиционные виды спорта, ставшие важной составляющей культурной памяти общества и получающие развитие в современном Узбекистане.
Так, весьма популярным видом состязаний был и остается конный спорт. К примеру, купкари (улак) –разновидность конных состязаний, сформирована еще в начале II-III веков до н.э., требовавшая от наездников находчивости и ловкости. В тюркских языках было утрачено этимологическое значение названия «купкари» и традиционно стали называть по наименованию инвентаря –«улак». В состязании перед сотней верховых бросали тушу козла или теленка; наездники пытались поднять тушу, не слезая с коня; задача –вырваться из толпы, отбиваясь от преследователей. Улак –прежде всего, –состязание, игра, проводимая во время праздников, свадебных торжеств, в которой были задействованы наездники из ближайших кишлаков, разделившись, согласно правилам, на две группы. По итогам объявлялись имена победителей, которым вручали призы, подарки (крупный рогатый скот, одежда, ковры, денежное вознаграждение и т.д.). На протяжении тысячелетий игра формировалась, развивалась, приобретала популярность устоями народа, в неразрывной связи с национальными традициями и жизненным укладом.
Аламан-байга (пойга) –народная скачка, наибольшего развития достигла в средние века. Проводилась, как правило, во время праздников, не потеряла своего значения, включается, по мере возможностей, в программу праздников и спартакиад. Согласно правилам: седлали коней, выстраивались в одну линию и по сигналу устремлялись вперед до определённого места, далее вся скачущая кавалькада поворачивала обратно; тот, кто возвращался первым –считался победителем.
Байга (пойга) –скачка на дальние расстояния. Обычно проводилась во время крупных комплексных соревнованиях в виде скачек на дистанцию 50 км.
Чоуган –конное поло. Начало развития относится к VII-VIII вв., игра составляла одно из главных развлечений воинов. Наездники имели специальные палки (сульджаны) которыми подбивался мяч. Играющие делились на две партии; каждая команда стремилась провести мяч в ворота противника. Иногда чоуган проводилась не на лошадях, напоминая современный хоккей на траве.
Помимо конных видов спорта пользовался успехом дорбозлик –искусство представления с балансиром (лангар) на установленном канате. Искусство эквилибристики зародилось свыше 2,5 тысяч лет назад на Востоке, и, далее распространилось по миру. Канатоходцы, демонстрировавшие отличную физическую подготовку и хорошую координацию, выступали во время празднеств и народных гуляний.
Следующий вид спорта, снискавший любовь народа –кураш –национальная борьба на поясах. В ходе мер по возрождению исторического наследия особое внимание уделено данному виду единоборств, поскольку именно Узбекистану сегодня принадлежит первенство в его идентификации среди других единоборств, выработке определенных правил как вида спорта, а также придания ему статуса международного. Поединок, будучи национальным достоянием, воплотил в себе многовековую философию, ценности, уважение к сопернику, гуманизм, честность. Что подтверждают простые правила, напомним: запрещены болевые и удушающие приемы, захваты ниже пояса и всякого рода проявления агрессии и унижения; борьба происходит исключительно в стойке, запрещено ведение борьбы в положении лежа, при опоре тела противника на третью точку –борьба прекращается. Кураш –это, прежде всего, соревнование силы и ловкости при взаимоуважении соперников друг к другу. Все это делает кураш простым, понятным, зрелищным, динамичным и безопасным видом спорта, доступным как для юношей, так и для людей почтенного возраста. И, термины, к примеру, «кураш», «халол», «таъзим», «тухта», «ёнбош» закономерно вошли в международную спортивную лексику.
Интерес к борьбе кураш, обусловил развитие и других видов единоборств. Например, подтверждением этому является популярность, особенно среди молодежи, - «ўзбек жанг санъати» (узбекское боевое искусство) –современный вид боевого искусства, воплощающий в себе многовековые традиции боевых искусств народов края. Это единоборство было создано на основе изученного наследия, обогащено эффективными приёмами различных боевых систем. Для данного единоборства характерны определенные направления: спортивное, оздоровительное (для возраста после 40 лет), искусство руки (3 000 приёмов руками), боевое искусство темуридов (работа с ножом, саблей, палкой, копьём), боевая борьба. Комплексы защитно-атакующих действий названы именами исторических личностей, что, несомненно, способствует патриотическому воспитанию.
Другой не менее интересный вид единоборства, о котором нельзя не сказать –турон (историческое значение слова –ловкий, сильный, бесстрашный) –единоборство, содержащее элементы различных стилей, встречавшихся в древности на поединках, проходивших на территории современного Узбекистана. Как отмечают специалисты, в прошлом в торговых городах были люди, задействованные в сопровождении и охране караванов, следовавших по Великому шелковому пути. Они обладали уникальными боевыми навыками, позволявшими им успешно противостоять многочисленным и хорошо вооруженным противникам. На этих боевых навыках, которые были должным образом систематизированы и переработаны, и основано единоборство турон. При этом, следует учесть, единоборство несет в себе специфическую философию, систему мировосприятия, знакомство с которой позволяет бойцу достичь необходимого уровня психологической подготовки.
Перечисленные национальные игры, физические упражнения, национальные виды спорта, формировавшиеся на протяжении веков, безусловно, всесторонне развивали не только физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость), но и морально-волевые. Постепенно утилитарное значение физического направления развития личности не только дополнялось пропагандой здорового образа жизни, активных занятий физической культурой и спортом, но превратились в часть повседневности, в формы досуга, и переросло в концепцию дальнейшего его органичного развития.