Пресс-конференция, посвященная Закону Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» и Бюджетному посланию
2023-11-02 09:35:00 / Новости

Проект Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» состоит из 17 статей и 11 приложений, определяющих основные параметры Государственного бюджета республики на предстоящий год.
В качестве основных направлений фискальной политики на 2024-2026 годы определены:
не превышение дефицита консолидированного бюджета от 4% к ВВП в 2024 году и 3% к ВВП в 2025-2026 годах;
сокращение бюджетного дефицита послужит регулированию роста совокупного спроса в экономике и в свою очередь, снижению отрицательного дефицита внешнеторгового баланса и инфляционного давления;
сохранение основных налоговых ставок без изменений в среднесрочной перспективе;
расширение доходной базы бюджета, пересмотр и постепенная отмена предоставленных налоговых и таможенных льгот в зависимости от их эффективности и результативности;
постепенная гармонизация налоговой и бюджетной политики с требованиями Всемирной торговой организации;
принятие всех мер для не превышения государственного долга от макроэкономического безопасного уровня в 60 процентов по отношению к ВВП, при этом не превышения 50 процентов по отношению к ВВП в среднесрочной перспективе;
поэтапное полное внедрение системы «бюджет, ориентированный на результат» при формировании годового бюджета;
обеспечение приоритета расходов на развитие человеческого капитала и усиление адресности социальной защиты;
повышение заработной платы и пенсий не ниже инфляции;
обеспечение открытости бюджета и дальнейшее повышение участия граждан в формировании бюджета;
улучшение и усиление внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе;
отражение национальных Целей устойчивого развития при подготовке и рассмотрении проекта Государственного бюджета;
поэтапное внедрение принципов "зеленого бюджетирования";
обеспечение соответствия критериям оценки управления государственными инвестициями (PIMA);
обеспечение приоритета экологических и природоохранных мероприятий, мероприятий по адаптации к изменению климата, мер, способствующих сокращению потребления воды и ее экономическому использованию;
оптимизация бюджетных расходов во всех сферах, направляя сэкономленные средства на высокоэффективную социально-экономическую деятельность.
В соответствии с законопроектом устанавливаются следующие основные показатели:
В 2024 году темпы роста ВВП Республики Узбекистан прогнозируются на уровне 5,6-5,8 процента, при этом объем производства промышленной продукции вырастет на 6 процентов, строительных работ – на 6,3 процента, сельского хозяйства – на 4 процента и рыночных услуг – на 14,9 процента.
При этом в основном учитывалось достижение приоритетов и задач, предусмотренных «Стратегией Узбекистана 2030» и национальными целями устойчивого развития, в частности:
- К 2030 году увеличить объем экономики в 2 раза и войти в число «стран с доходами выше среднего», доведя ВВП до 160 миллиардов долларов, или 4 тысяч долларов на душу населения;
- за счет обеспечения роста объема инвестиций в основной капитал в среднем на 7% в год в ближайшие 7 лет планируется освоить более 250 млрд долларов инвестиций в основной капитал и привлечь в него более 110 млрд долларов иностранных инвестиций, а к 2030 году довести годовой объем экспорта до 45 млрд долларов, исходя из других ключевых задач.
В 2024 году прогноз доходов консолидированного бюджета составляет 375,0 трлн сумов, а расходов - 427,5 трлн сумов, дефицита консолидированного бюджета 52,5 трлн сумов или 4 процента к ВВП.
Кроме того, доходы Государственного бюджета составляют 270,6 трлн сумов, расходы – 312,8 трлн сумов с учетом трансфертов в государственные целевые фонды.
Доходы и расходы государственных целевых фондов (без учета межбюджетных трансфертов) запланированы в размере 55,4 трлн сумов и 86,8 трлн сумов соответственно.
В следующем году также будет сохранена социальная направленность бюджетных расходов, в том числе на развитие образования, здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры и спорта, обеспечение жильем нуждающихся и другие социальные мероприятия будет направлено 48% от общих расходов Государственного бюджета, или 151,4 трлн сумов. При этом:
На развитие человеческого капитала запланировано 102,5 трлн сумов, что на 13,5 трлн сумов больше чем по сравнению с 2023 годом. Из них на дошкольное и школьное образование запланировано 56,4 трлн сумов, на развитие системы подготовки кадров – 12,7 трлн сумов, здравоохранение – 33,4 трлн сумов.
На общие расходы на социальную защиту населения запланировано 18,6 трлн сумов, из них 10,3 трлн сум запланированы на расходы выплат малообеспеченным семьям детских пособий и материальной помощи.
А также, в проекте бюджета на 2024 год путем удвоения объема централизованных инвестиций в общеобразовательные школы запланировано создать 170 тысяч новых учебных мест и снизить коэффициента сменности, и на эти цели предусмотрено выделить 4,1 трлн сумов.
В 2024 году на реализацию государственных программ и мероприятий, принятых в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, из Государственного бюджета предусмотрено выделение средств в размере 53,1 трлн сумов.
С полным текстом закона О Государственном бюджете на 2024 год и Бюджетного послания можно ознакомиться на официальных страницах Минэкономики и финансов.


