В Ташкенте представлен аналитический отчет о перспективах развития Среднего коридора
2025-04-14 12:00:00 / Новости

На конференции были обсуждены основные результаты аналитического доклада, подготовленного национальной группой экспертов, состоящей из представителей Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана, а также группой международных консультантов.
Напомним, что данный проект, инициированный Министерством транспорта Республики Узбекистан в 2024 году, был поддержан Министерством транспорта Республики Казахстан, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Министерством транспорта Республики Таджикистан и Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики.
Проект был реализован Центром исследовательских инициатив "Ma'no" при технической и финансовой поддержке швейцарского фонда PeaceNexus.
Исследование включало анализ основных аспектов участия стран Центральной Азии (за исключением Туркменистана) и Азербайджана в развитии Среднего коридора, а также позиций ряда стран вне региона, участвующих в реализации проекта.
В обсуждении аналитического отчета приняли участие непосредственно его разработчики, эксперты, международные консультанты, а также представители международных организаций и дипломатических представительств, аккредитованных в Узбекистане.
На дискуссионной панели, посвящённой экономическим аспектам конкурентоспособности Среднего коридора и альтернативных маршрутов, модератор — директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики Бекзод Холматов — подчеркнул значимость многомесячной совместной исследовательской и аналитической работы, объединившей специалистов из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Азербайджана.
По словам Холматова, основной задачей исследования стала объективная оценка потенциала развития Среднего коридора с учётом национальных приоритетов каждой страны региона.
Национальный эксперт от Узбекистана, начальник отдела Центра изучения проблем развития транспорта и логистики Дилдора Ибрагимова в своём выступлении акцентировала внимание на анализе торгово-экономических связей стран Центральной Азии с основными внешнеэкономическими партнёрами.
В рамках исследования была проведена оценка направлений тяготения грузопотоков каждой из стран региона, что позволило выявить ключевые тенденции и потенциал дальнейшего сотрудничества.
По результатам анализа:
• В структуре грузоперевозок между странами Центральной Азии с Россией и Китаем наибольшая доля приходится на Казахстан и Узбекистан. В то время как на Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан приходится значительно меньшая часть таких перевозок;
• Во внешнеторговых грузоперевозках с Ираном лидирующую позицию занимает Туркменистан (около 46% от общего объема), за которым следуют Казахстан и Узбекистан;
• В направлении Южной Азии (Индия и Пакистан) ключевыми участниками грузоперевозок выступают Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. При этом Таджикистан демонстрирует заметный потенциал, особенно в части торговли с Пакистаном — его доля составляет около 23%.
Национальный эксперт подчеркнула, что полученные результаты подчёркивают необходимость индивидуального подхода к формированию транспортной политики, основанной на реальном потенциале внешнеэкономических связей каждой страны Центральной Азии с ключевыми торговыми партнёрами.
Руководитель Центра исследовательских инициатив "Ma'no" Бахтиёр Эргашев отметил, что данный доклад имеет очень важное практическое значение при разработке политики стран Центральной Азии и Азербайджана по Среднему коридору и другим транзитным коридорам в направлениях Восток-Запад и Север-Юг.
По заключению международного эксперта Умидуллы Ибрагимова, совершенствование Среднего коридора является кратчайшим и наиболее удобным путем для взаимной торговли со странами Европейского Союза для таких стран, как Казахстан, Азербайджан, Грузия и Туркменистан, что положительно скажется на их экономическом развитии. При этом Казахстан, Азербайджан и Грузия получат возможность увеличить экспорт своих транспортных услуг (логистических продуктов) за счет развития кратчайшего мультимодального транзитного коридора между Китаем и Европой.
Для таких стран Центральной Азии, как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, Средний коридор является одним из дополнительных маршрутов, способствующих диверсификации экспортно-импортных грузопотоков с Южной Европой, США, Канадой и другими странами.
Окончательный доклад будет опубликован в специальном выпуске международного электронного научного журнала «Транспорт шёлкового пути», входящего в перечень российского индекса научного цитирования (РИНЦ).







