Актуальность расширения региональных транспортных возможностей Центральной Азии и ожидаемые результаты
2025-04-02 09:00:00 / Новости

В частности, отношения нашего государства со странами Центральной Азии, имеющими древние и единые исторические корни, вышли на новый уровень развития.
В этой связи главы государств Центральной Азии уделяют приоритетное внимание углублению сотрудничества, укреплению конструктивных и взаимовыгодных отношений, особо акцентируя внимание на развитии транспортного потенциала региона.
Особенно укрепление атмосферы добрососедства и доверия в регионе, углубление транспортной взаимосвязанности и интеграции создают возможности для совместной реализации стратегических инфраструктурных проектов в транспортной сфере.
По инициативе главы нашего государства созданы новые механизмы регионального сотрудничества. В качестве примера можно привести Консультативные встречи глав государств Центральной Азии.
Можно сказать, что этот институт стал важным механизмом совместного обсуждения региональных проблем. Эта важная платформа наглядно продемонстрировала свою актуальность в качестве эффективного механизма расширения практического сотрудничества в области транспорта и логистики.
В последние годы Узбекистан реализует ряд мер по развитию и выведению на новый уровень сотрудничества в транспортной сфере с соседними странами. С 2016 года Ташкент восстановил и развил транспортно-коммуникационные связи с соседними республиками.
В 2016 - 2024 годах количество авиарейсов между Узбекистаном и странами Центральной Азии увеличилось почти в 2 раза, а количество пассажиров - в 2,1 раза. Кроме того, были открыты новые пассажирские автобусные маршруты между странами, а старые маршруты были восстановлены. Это привело к многократному увеличению количества таких рейсов между Узбекистаном и соседними странами за последние 8 лет.
Одним из важных событий стало открытие в 2017 году железнодорожного и автомобильного мостов Туркменабад – Фараб через Амударью между Узбекистаном и Туркменистаном.
Открытие железнодорожной линии "Галаба – Амузанг," соединяющей Сурхандарьинскую и Хатлонскую области между Узбекистаном и Таджикистаном в 2018 году, было отмечено как историческое событие.
Все эти меры привели к значительному увеличению объемов грузоперевозок между нашими странами. Доля стран Центральной Азии в общем объеме грузоперевозок Узбекистана по всем видам транспорта в 2024 году составила 28%.
- на железнодорожном транспорте в 2024 году - 10,8 млн тонн;
- на автомобильном транспорте по сравнению с 2019 годом увеличилось на 18%, с 2,8 млн тонн до 3,3 млн тонн;
- на воздушном транспорте увеличилось в 123 раза, со 100 тонн до 12,3 тыс. тонн.
В Стратегии "Узбекистан – 2030," утвержденной Президентом Узбекистана 11 сентября 2023 года, определены конкретные задачи по поднятию практического сотрудничества в Центральной Азии на качественно новый уровень путем укрепления тесного регионального взаимодействия в приоритетных направлениях, особенно в транспортно-коммуникационной сфере.
Сегодня соседние страны активно поддерживают транспортно-транзитные проекты Узбекистана. Реализация этих проектов послужит повышению привлекательности Центральной Азии как транзитного центра международных коридоров Восток – Запад и Север – Юг.
К ним относятся развитие мультимодальных транспортных коридоров "Китай – Центральная Азия – Кавказ – Европа", "Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан", "Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция" строительство железнодорожных линий "Китай – Кыргызстан – Узбекистан", "Узбекистан – Афганистан – Пакистан".
Эти проекты обеспечат странам Центральной Азии кратчайший выход к портам Индийского океана и соединят Южную Азию с рынками Центральной Азии, России, Китая и Европы. Их реализация позволит значительно увеличить транзитный потенциал стран Центральной Азии.
Следует подчеркнуть, что именно сотрудничество в транспортной сфере приобретает стратегическое значение для всех государств Центральной Азии. С этой точки зрения, Узбекистан продолжает активную транспортную дипломатию при содействии стран Центральной Азии и ближайших партнеров.
Это позволит гармонизировать национальные проекты стран региона с международными транспортными коридорами Север – Юг и Запад – Восток и превратить Центральную Азию в важное звено межрегиональной взаимосвязанности.
Наряду с созданием инфраструктуры важно объединить усилия по гармонизации и цифровизации процедур таможенного оформления товаров и правил пересечения границ. Это, несомненно, окажет положительное влияние на дальнейшее углубление транспортной взаимосвязанности.
Следует особо отметить, что в этом направлении Узбекистан и Казахстан полностью перешли на электронный обмен бланками разрешений на основе цифровой платформы E-PERMIT.
Кроме того, Узбекистан успешно протестировал систему "цифровой TIR," позволяющую грузовым автотранспортным средствам беспрепятственно пересекать границы непосредственно с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, и в ближайшем будущем планирует внедрить эту систему и с Туркменистаном.
Центральноазиатский регион издавна служил уникальным мостом, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию. Сегодня мы видим большие возможности и неиспользованные резервы для дальнейшего развития транспортных связей наших стран и государств Центральной Азии с другими регионами.
Сотрудничество по формированию разветвленной транспортно-коммуникационной системы позволит в полной мере реализовать транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии по следующим причинам.
Во-первых, по оценкам ООН, к 2050 году мировой спрос на грузоперевозки увеличится в 3 раза. Такая тенденция представляет собой серьезную проблему для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.
Во-вторых, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), продукция стран, расположенных вдали от моря, практически отсутствует на международных торговых рынках, и на долю этих государств приходится менее 1% мирового экспорта.
Доля затрат на транспортировку грузов в странах Центральной Азии достигает 50 процентов от конечной стоимости товаров, что почти в 5 раз выше среднемирового показателя.
Учитывая это, Узбекистан в целях дальнейшего повышения транспортного потенциала стран Центральной Азии выдвигает следующие предложения:
- Разработать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров с применением единых тарифов, удобных для бизнеса при выходе на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Европейского Союза;
- Подготовить единую транспортную стратегию для стран нашего региона;
- Создать интегрированную цифровую платформу международных перевозок.
Несомненно, реализация этих инициатив станет важным подспорьем в решении актуальных задач, стоящих перед каждым государством в Центральной Азии:
- усовершенствуются и гармонизируются таможенные и иные процедуры по международным транспортным маршрутам, проходящим по территории наших стран;
- будут согласованы общие подходы по созданию надежной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей выход на важнейшие международные рынки и морские порты;
По оценкам экспертов ООН, решение всех задач по обеспечению выхода товаров к мировым морским портам может увеличить ВВП стран Центральной Азии как минимум в 2 раза в течение 10 лет.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчеркнул, что сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача по обеспечению глубокой интеграции регионального рынка в мировые экономические, транспортные и транзитные коридоры. В связи с этим было предложено создать Региональный центр развития транспорта и коммуникаций под эгидой ООН.
В рамках деятельности данного Регионального центра можно в полной мере достичь намеченных результатов по активизации существующих транспортных коридоров и формированию новых, обеспечению глубокой интеграции региона в международную транспортную систему.
Региональный центр позволит расширить взаимовыгодное и эффективное сотрудничество в транспортной сфере, что, в свою очередь, обеспечит рост товарооборота и, несомненно, будет служить интересам стран Центральной Азии.
В условиях сегодняшней глобальной геополитической нестабильности, разрыва торговых и транспортно-логистических цепочек, обострения проблем продовольственной безопасности возрастает актуальность сотрудничества государств Центральной Азии, где транспорт выполняет ключевую связующую функцию.