Высшее образование Нового Узбекистана: достижения, задачи, перспективы
2024-12-25 09:00:00 / Новости министерства

Для достижения целей социально-экономического развития Узбекистана разработаны важные программные документы, которые направлены на развитие образования, науки и инноваций. В частности, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и Стратегия «Узбекистан - 2030» определяют конкретные задачи, стоящие перед нашим министерством. В числе приоритетов - развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее прогресса. В 2024 году целенаправленная работа по развитию системы высшего образования, поддержке науки и инноваций позволила достичь значимых результатов. Рассмотрим подробно некоторые из них.
Начну с того, что конкретные цели обозначил перед нами Президент Шавкат Мирзиёев на прошедшем 5 февраля 2024 года видеоселекторном совещании по обсуждению приоритетных задач в социальных сферах, которое послужило импульсом для обновления и реализации последовательных преобразований. Опираясь на передовой международный опыт, мы уделяли большое внимание повышению качества образования и подготовке конкурентоспособных кадров для рынка труда, владеющих современными знаниями и компетенциями. В частности, приоритетными задачами были адаптация образовательного процесса к международным стандартам, формирование и внедрение инновационных подходов.
В Год поддержки молодежи и бизнеса в системе высшего образования оптимизированы близкие по содержанию направления бакалавриата. В результате число направлений сократилось на 40 процентов, то есть с 306 до 183. Они также были адаптированы к современным требованиям и запросам экономики и рынка труда. В частности, объединены 45 образовательных направлений бакалавриата вузов, осуществляющих подготовку кадров в инженерно-технической сфере. Так, из 32 направлений бакалавриата и 69 специальностей магистратуры в высших учебных заведениях, готовящих кадры в инженерно-технической сфере, были объединены близкие друг к другу и смежные, оставлено 66 специальностей магистратуры.
Изменения, направленные на систематизацию и модернизацию образовательных процессов, открывают новые возможности для студентов, позволяя им обретать более глубокие знания и навыки в выбранной области. Так, особое внимание уделяется обеспечению их конкурентоспособности на рынке труда через обучение по новым учебным планам и программам, соответствующим международным стандартам. В качестве конкретного примера можно привести разработанную в нынешнем году Ташкентским государственным техническим университетом имени Ислама Каримова учебную программу инженерного образования на основе программ Дрезденского технического университета (Германия) и Нагойского университета (Япония).
Также в 2024 году обновлен Государственный образовательный стандарт высшего образования. А в соответствии с кредитно-модульной системой соотношение очного и самостоятельного обучения теперь составляет 50/50 или 40/60 процентов (по старому стандарту - 90/10 процентов). Существенно возросла роль факультативных предметов в образовательном процессе, внедрены индивидуальные образовательные траектории для студентов. Вместе с тем с 2024/2025 учебного года проводится системная работа по совершенствованию производственной практики с целью формирования практических навыков и профессиональных компетенций у студентов. Организация 15-недельной профессиональной практики поможет объединить теоретические и практические знания будущих специалистов.
Еще одно важное направление работы - развитие дуальной системы образования, сочетающей теоретические и практические знания. Она разрабатывается с учетом особенностей специальностей бакалавриата и магистратуры, всецело способствует налаживанию тесной связи между теоретической подготовкой и производственными процессами, а также служит повышению качества подготовки кадров. В рамках дуальной системы образования учебный процесс разделен на две части: три дня теоретического обучения в вузе и три дня практики на производстве. Такой подход способствует подготовке конкурентоспособных специалистов для рынка труда.
Например, с 2024/2025 учебного года процесс обучения студентов третьего и четвертого курсов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности организован на основе дуальной системы. Осуществляется в сотрудничестве с предприятиями и организациями, прикрепленными к вузу, а также с учетом специфики образовательных направлений. Кроме того, для улучшения качества образования на основе договоров о взаимном сотрудничестве установлены партнерские отношения более чем c 20 предприятиями, а также с Торгово-промышленной палатой РУз, ассоциациями «Узтукимачиликсаноат» и «Узчармсаноат», другими объединениями.
Еще одной тенденцией в сфере высшего образования стало совершенствование деятельности вузов, занимающихся подготовкой кадров для инженерно-технических специальностей. В то же время вузы, расположенные близко друг к другу и имеющие схожую специализацию, укрупняются путем слияния. Так, в 2024 году на базе Термезского инженерно-технологического института и Термезского института агротехнологий и инновационного развития путем их слияния образован Термезский государственный университет инженерии и агротехнологий. В свою очередь на базе Андижанского машиностроительного института, Андижанского института экономики и строительства, а также Андижанского факультета Ташкентского института текстильной и легкой промышленности создан Андижанский государственный технический институт. А на базе Каршинского инженерно-экономического института, Каршинского института ирригации и агротехнологий, Каршинского филиала Ташкентского университета информационных технологий и Шахрисабзского филиала Ташкентского химико-технологического института образован Каршинский государственный технический университет.
В ближайшие годы мы продолжим работу по развитию высших учебных заведений инженерного профиля и расширению образовательных программ в соответствии с международными стандартами. Это особенно важно для подготовки квалифицированных специалистов в области промышленности и технологий - передовых отраслей национальной экономики.
В целях дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров налаживается интеграция образования и производства на основе модели «отрасль - предприятие - вуз». Продолжится также разработка проектов нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности научной деятельности и создание высших инженерных школ в вузах страны.
Нельзя не отметить, насколько динамично развивается международное сотрудничество в сфере. Так, в 2024 году дан старт множеству совместных с зарубежными партнерами проектов в образовании, науке и инновациях. Например, в Бухарском инженерно-технологическом институте совместно с АО «Узбекнефтегаз», Национальным исследовательским университетом «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» и Циндаоским сельскохозяйственным университетом (КНР) создана Инженерная школа «Устойчивое развитие». Также запущено 15 совместных образовательных программ в сотрудничестве с девятью престижными зарубежными вузами, входящими в мировой топ-500. Программы предоставляют студентам возможность получить двойной диплом, обучаться в ведущих университетах мира и приобретать бесценный опыт.
Совместные программы развивают у молодежи способность мыслить глобально, открывают путь к освоению передовых технологий и инноваций. Подобные меры имеют огромное значение не только для студентов и вузов, но и для развития всей республики.
В 2024 году 39 образовательных программ семи высших учебных заведений Узбекистана получили международную аккредитацию, что подтверждает их соответствие мировым стандартам образования. Таким образом, студенты нашей страны постепенно обретают доступ к современному и качественному образованию. А благодаря проводимой работе по обеспечению признания дипломов отечественных вузов за рубежом выпускники имеют возможность занять высокие позиции на международном рынке труда.
В Год поддержки молодежи и бизнеса высшие учебные заведения Узбекистана укрепили свои позиции в международных рейтингах. Так, два отечественных вуза вошли в список топ-1000 международного рейтинга QS (один из самых престижных в мире). Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» занял 547-е место, а Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека - 781-790.
Достойные позиции и в мировом рейтинге университетов 2025, публикуемом организацией Times Higher Education. В частности, НИУ «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» укрепил свои позиции, заняв место в диапазоне 601-800. НУУз расположился на позициях 1001-1200. А Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада Ал-Хоразмий - в категории 1501+. Также стоит отметить, что 48 вузов страны включены в список в качестве претендентов. Вхождение 23 высших учебных заведений Узбекистана в рейтинг QS Asia University Rankings 2025 - яркий пример международного признания системы образования нашей страны и подтверждает успешную реализацию реформ.
Ожидается, что в ближайшие годы еще десять отечественных вузов войдут в первую 1000 рейтинга, что откроет дополнительные возможности для молодежи в получении образования на основе мировых стандартов и послужит повышению престижа страны в мировой академической среде.
Достижению поставленных целей непременно будет способствовать работа по повышению квалификации педагогических кадров. Отмечу, что в этом году стажировки за рубежом прошли 4970 профессоров и преподавателей. А в целях обеспечения соответствия образования международным стандартам в ближайшем будущем планируем увеличить на 20 процентов долю преподавателей, повысивших квалификацию за рубежом. Почему это важно? Во-первых, проходя стажировку в зарубежных странах, специалисты обмениваются передовым опытом и приобретают новые знания. Во-вторых, осваивают инновационные образовательные методики и технологии. Все это вкупе - залог стабильного развития национальной системы высшего образования.
В образовательном процессе высших учебных заведений Узбекистана сегодня принимают участие 2510 иностранных профессоров и преподавателей. Их интеграция в учебный процесс дает студентам уникальную возможность использовать не только местный, но и зарубежный опыт. По нашим прогнозам, в ближайшем будущем доля иностранных преподавателей в вузах республики увеличится до 12 процентов.
Чтобы молодежь могла достойно учиться и достигать академических успехов, необходима соответствующая инфраструктура: качественная, современная и удобная. В этом направлении нами также проделана масштабная работа. В частности, в 2024 году в государственных вузах республики созданы студенческие общежития на 27 364 места и учебные корпуса - на 10 500. Создание комфортной образовательной среды значительно улучшает и упрощает повседневную жизнь студентов.
В процессе работы существенным подспорьем выступают современные технологии. Например, в этом году полностью оцифрована система размещения студентов в общежитиях. Благодаря автоматизации данного процесса студенты теперь могут бронировать и заселяться в общежитие дистанционно. Это позволило предотвратить случаи коррупции, а также сэкономить время студентов и их родителей.
2025-й объявлен в Узбекистане Годом защиты окружающей среды и «зеленой экономики». В связи с этим планируем внедрить ряд инициатив в системе высшего образования.
В 2025 году приоритетными для нас будут такие вопросы, как внедрение зеленых технологий, экономия водных ресурсов, расширение зеленых территорий, смягчение последствий Аральского кризиса, решение проблемы отходов и главное - укрепление здоровья населения.
Для реализации поставленных задач работаем над проектом «Зеленый университет». Вузы уже представили План действий, который определяет показатели устойчивости и экологической эффективности, соответствующие международным требованиям. При формировании плана использованы критерии международной рейтинговой системы UI GreenMetric. Участие в этом рейтинге позволит вузам нашей страны улучшить инфраструктуру, экономить и рационально использовать водные и энергоресурсы, эффективно работать с отходами, гармонизировать образовательную и исследовательскую деятельность, а также развивать экологическую культуру среди студентов и сотрудников. Наша цель - обеспечить участие отечественных вузов в международном рейтинге GreenMetric в 2025 году и сформировать национальный рейтинг на основе критериев данного индекса уже к концу года.
Таким образом, широкомасштабные реформы, реализуемые в системе высшего образования Узбекистана, и достижения 2024 года способствовали повышению качества образования в нашей стране, подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами и укрепления авторитета республики на мировой арене. Благодаря развитию инфраструктуры вузов, повышению квалификации преподавателей, расширению международного сотрудничества и модернизации образовательных программ создаются широкие возможности для молодежи.
Президент страны поставил перед нами важные задачи по последовательному продолжению политики повышения качества образования и воспитания молодых людей всесторонне развитыми личностями. В 2025 году работа в этом направлении будет продолжена, а достижения в сфере образования станут масштабнее.
Конгратбай Шарипов.
Министр высшего образования,
науки и инноваций Республики Узбекистан.