Инвентаризация пластиковых отходов в Узбекистане: результаты, вызовы и рекомендации
2025-01-22 17:00:00 / Новости
Пластиковые отходы являются одной из самых острых экологических проблем современности. Этот универсальный и недорогой материал нашел применение в самых разных сферах — от упаковки и текстиля до строительства и медицины. Однако его уникальные свойства, такие как долговечность и устойчивость к разложению, стали причиной нарастающего экологического кризиса.
Многие страны предпринимают активные шаги для сокращения пластикового загрязнения: внедряют законы о запрете одноразовой упаковки, создают программы по переработке и раздельному сбору отходов. Однако глобальный масштаб проблемы требует более скоординированных усилий. Инвентаризация пластиковых отходов — один из ключевых инструментов для оценки текущего состояния и разработки стратегий управления отходами.
В Узбекистане проблема пластиковых отходов имеет свои уникальные особенности, связанные с быстрым экономическим ростом, урбанизацией и увеличением объема использования пластика в различных отраслях. В целях применения международного подхода в решении этой проблемы, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата совместно с Центром «Содействие устойчивому развитию» была проведена инвентаризация пластиковых отходов в рамках проекта «Пластиковые отходы в отдаленных и горных районах». Проект реализуется при поддержке секретариата Базельской, Роттердамской и Стокгольмской (BRS) конвенций.
Значение инвентаризации
Инвентаризация позволила оценить объемы пластика, поступающего на рынок, пути его использования и переработки, а также масштабы образования отходов. Этот процесс стал важным инструментом для анализа ситуации и разработки долгосрочных стратегий управления отходами. Результаты исследования показывают значительный рост объемов пластика, используемого в экономике страны.
Основные результаты исследования
Сектор упаковки остается крупнейшим потребителем пластика. В 2022 году его доля составила 22,1% от общего объема поступающего на рынок пластика. Транспортный сектор занимает второе место с долей 24,9%, а строительный сектор — третье место с 22,2%. Эти три отрасли потребляют более 69% всего пластика в стране. Одной из ключевых причин такого распределения является широкий спектр применения пластика: от одноразовой упаковки и транспортных компонентов до долговечных строительных материалов.
Одновременно с ростом использования пластика увеличивается и объем отходов. В 2022 году количество пластиковых отходов достигло 249,241 тонн, что на 147% больше, чем в 2013 году. Основным источником отходов остается упаковка, доля которой в общем объеме составляет 192,115 тонн. Это связано с коротким сроком службы упаковочных материалов, которые чаще всего выбрасываются сразу после использования. В то же время отходы в транспортном и строительном секторах растут медленнее, так как пластиковые изделия в этих отраслях имеют длительный срок службы.
На данный момент в Узбекистане ежегодно образуется 10,2 млн тонн ТБО и 10,3 % из них (1,05 млн тонн) пластиковые отходы и почти в каждом регионе республики действуют предприятия по производству пластиковых изделий, в том числе посуд и пакетов.
Пластиковые изделия, в том числе полиэтиленовые пакеты широко используются среди населения Узбекистана.
Кроме того, импорт пластиковых изделий в страну намного превышает экспорт и за 2023 г. составил 158,5 тыс. тонн на сумму 487,5 млн долл. Экспорт из Узбекистана пластмассовых товаров за период 2023 составил 47,3 тыс. тонн на сумму 90,1 млн долл.
В то же время доля импорта пластмассы в 2023 году выросла на 54,6 % по сравнению с 2020 годом.
Проблемы и вызовы
Инвентаризация выявила ряд системных проблем, которые препятствуют эффективному управлению пластиковыми отходами.
Во-первых, перерабатывающая инфраструктура в стране требует дальнейшего развития и совершенствования. Наличие ограниченного числа перерабатывающих предприятий снижает возможность эффективной утилизации отходов, особенно ключевых полимеров, таких как полиэтилен, полипропилен и полиэтилентерефталат (ПЭТ).
Во-вторых, отсутствие системы раздельного сбора отходов значительно затрудняет эффективно использовать имеющихся мощностями перерабатывающих предприятий. Наконец, низкий уровень экологической осведомленности среди населения усиливает проблему: многие люди недостаточно информированы о важности сортировки отходов и негативных последствиях загрязнения пластиком.
Рекомендации для улучшения ситуации
Для того, чтобы эффективно управлять пластиковыми отходами, необходимо принять комплексные меры. Одной из приоритетных задач является регулярное проведение инвентаризаций пластиковых отходов. Это позволит получать актуальные данные об объемах отходов, их распределении по секторам и типам полимеров, а также принимать обоснованные управленческие решения.
Развитие инфраструктуры также является ключевым шагом. Увеличение числа перерабатывающих предприятий, особенно для полиэтилена, полипропилена и ПЭТ, позволит значительно сократить объем отходов, отправляемых на свалки, и повысить экономическую рентабельность переработки.
Развитие системы раздельного сбора отходов. Это улучшит качество перерабатываемого сырья, снизит затраты на сортировку и ускорит процесс переработки.
Кроме того, необходимо проводить масштабные образовательные кампании, направленные на повышение экологической культуры населения. Это может включать, как информационные программы, так и практические инициативы, такие как программы по сортировке отходов в школах и на предприятиях.
Важную роль в решении проблемы играет совершенствование законодательной базы:
введение обязательных квот на переработку пластиков и ограничений на использование одноразовых изделий;
постепенное запрещение производство и импорта пластиковых изделий и тар, особенно содержащих разных вредных химических средств и красителей;
внедрение системы расширенных обязательств производителей и импортеров
стимулирование производителей и импортеров производящих экологических чистых товаров (биоразлагаемые, бумажные, трикотажное, хлопчатобумажные и т.д.) заменяющих пластиковых товаров и тар.
Привлечение инвестиций также является перспективным направлением. Создание благоприятных условий для инвесторов в перерабатывающую отрасль позволит развивать эту сферу и внедрять передовые технологии.
Инвентаризация пластиковых отходов в Узбекистане показала свою значимость как инструмент оценки и планирования. Внедрение предложенных мер позволит не только снизить негативное воздействие пластиковых отходов на окружающую среду, но и улучшить экономическую эффективность переработки, создать новые рабочие места и повысить качество жизни населения. Эти шаги также помогут Узбекистану стать лидером в Центральной Азии в области устойчивого управления отходами.
Необходимо отметить, что в Узбекистане принимаются меры для улучшения ситуации: внедряется раздельный сбор отходов, вводятся ограничения на производство и использование определённых видов пластика, развиваются перерабатывающие мощности.
Однако для достижения устойчивого управления пластиковыми отходами требуется комплексный подход, включающий как усиление государственной политики, так и активное участие бизнеса и гражданского общества.
Ключевыми направлениями, которые необходимо развивать, являются:
- Совершенствование законодательной базы: Ужесточение норм и стандартов для обращения с отходами, внедрение системы экологического сбора, расширение ответственности производителей за утилизацию их продукции.
- Развитие инфраструктуры и технологий: Строительство новых перерабатывающих заводов, создание пунктов раздельного сбора, внедрение современных технологий переработки и утилизации отходов.
- Просветительская работа с населением: Повышение экологической грамотности через информационные кампании, вовлечение граждан в раздельный сбор и переработку отходов.
- Стимулирование инноваций: Привлечение инвестиций в производство биоразлагаемых материалов, разработку альтернатив пластиковым изделиям и создание системы замкнутого цикла.
В 2025 году результаты инвентаризации пластиковых отходов будут загружены на официальный сайт секретариата Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций: https://www.brsmeas.org/